ср 18 сентября 21:38
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Театр без режиссера 

Театр без режиссера 

Сцена Большого театра. Фрагмент оперы «Богема» Джакомо Пуччини в постановке Жана-Романа Весперини

Дамир Юсупов

Спектакль на Новой сцене представила команда молодых французских постановщиков во главе с режиссером Жана-Романа Весперини и американский дирижер Эван Роджистер. 

Предыдущая постановка «Богемы» продержалась в репертуаре театра более 20 лет и показывалась еще в прошлом сезоне. Так что новая версия появилась на афишах Большого без всяких пауз на творческое переосмысление в год 160-летия со дня рождения композитора. 

Сюжет своей знаменитой «Богемы» Пуччини позаимствовал у популярного в конце XIX века романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». И хотя мировая премьера оперы прошла без восторга, уже несколько лет спустя лирическая история любви и веселья бедных художников, поэтов и их подруг, что заканчивается трагической смертью молодой красивой куртизанки, стала настоящих оперным хитом, каковым остается и поныне. 

«Моя задача как режиссера состоит в том, чтобы сделать спектакль современным, но не через костюмы и декорации, а через актерскую игру, убрав традиционные жесты, свойственные певцам, чтобы их герои воспринимались как сегодняшние. Богема – это состояние духа, это то, что существует интуитивно», — сказал Весперини. 

И сделал все наоборот. Постановка француза, которому судьба редко представляет возможность самостоятельной работы в театре, а чаще ассистента выдающихся мастеров, не обладает никакими авторскими приметами и похожа на все самые тривиальные версии «Богемы». Все, что происходит на сцене ходульно и примитивно, и главное, что печально, лишено чувственной трепетности. Певцы существуют на сцене формально, а их основная задача – попытаться найти баланс с беспрестанно гремящим оркестром. 

Участникам первого премьерного состава – Динара Алиева (Мими), Ольга Селиверстова (Мюзетта), специально приглашенный албанский тенор Раме Лахай (Рудольф) и Андрей Жилиховский (Марсель) – удаётся в индивидуальном режиме, за счет личного вокального мастерства произвести вполне благоприятное впечатление. Но их усилия не создают эмоциональной атмосферы спектакля. 

Второй состав, напротив, демонстрирует значительно большую ансамблевую сыгранность, но с вокалом у него просто беда. Когда поют Мария Мудряк (Мими, приглашенная из Казахстана), итальянцы Давиде Джусти (Рудольф) и Дамиана Мицци (Мюзетта) возникает полное ощущение самодеятельного представления. И тут возникает закономерный вопрос: зачем театр зазывает исполнителей на грани профессиональной состоятельности. Тем более, что благодаря своему одному из самых успешных проектов – Молодежной оперной программе, Большому сегодня под силу собрать не один адекватный состав для оперы, наполненный юношеской, студенческой романтикой. Тогда и режиссерское бессилие не будет выглядеть столь кричащим. 

И к осенне-зимней серии спектаклей у театра еще есть время пересмотреть свой кадровый подход. А так, получается, что больше всего аплодисментов достается не артистам, а очаровательному белому пуделю по кличке Леди. 

Новости СМИ2

Михаил Виноградов  

Почему онлайн-календарь прививок — безусловное благо

Алена Прокина

Развенчан один из главных мифов о москвичах

Никита Миронов  

Зачем нас пугают то «барической пилой», то «барическим дном»

Ирина Алкснис

Как Москва стала центром притяжения для туристов

Анатолий Сидоров 

«Мозги утекают»? Что за глупости

Владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский

Церковь ценит труд писателя

Виктория Федотова

Чиновницу собрались уволить за исполнение мечты всех женщин?