Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Богатырская наша сила. Кто был прототипом картины Виктора Васнецова

Развлечения
Богатырская наша сила. Кто был прототипом картины Виктора Васнецова
Фото: Картина В. Васнецова «Богатыри»
Картина "Богатыри" была закончена художником Виктором Васнецовым 120 лет назад. Она давно стала жемчужиной Третьяковки и даже российским символом.

Где только не встречались васнецовские богатыри в советские времена: и на обертках конфет, и на коробках с табаком, папиросами и марципаном. Ничего удивительного: увлеченный с детства фольклором Виктор Васнецов действительно создал шедевр, над которым, к слову, трудился не один десяток лет.

В то время вся интеллигентская и творческая прослойка российского общества переживала бум интереса к отечественной истории: вышли в свет знаменитые «Русские народные сказки» Афанасьева, а Бородин и Балакирев, Римский-Корсаков и Мусоргский активно занимались переложением песенного народного творчества. Под влиянием и общей этой тенденции, и личных увлечений Виктор Васнецов в 1871 году сделал первый набросок будущей картины, точнее набросок первого богатыря. Через пять лет он написал маслом бородатого Алешу Поповича, активно занимаясь поиском образа Ильи, а позже — мучительно искал пейзаж, на фоне которого расположатся впоследствии три чудо-богатыря. В результате все окончательно сложилось только к 1898 году. Над полотном, кстати, художник работал в Абрамцеве. Причем параллельно, создавая другие картины — «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Витязь на распутье»(1882) и так далее, Васнецов неустанно искал ключ к каждому из задуманных образов. Неудивительно, что всех исследователей его творчества всегда волновал вопрос — кто был прототипом каждого из богатырей. Сегодня эта загадка практически разгадана.

Начнем, конечно, с оговорки. В реальности былинные богатыри не могли сойтись вот так, вместе, в том возрасте, в котором изображены. Если отталкиваться от образа Ильи Муромца, то Добрыня на его фоне должен был быть глубоким стариком, а Алеша — безусым мальчишкой.

Илья Муромец

Как известно из былин, Илюша тридцать лет и три года сидел на печи, а потом исцелился как по волшебству, служил князю, но был с ним в непростых отношениях. Васнецов сам описывал, как встретил после долгих мучительных поисков своего «Илью» неподалеку от московского Крымского моста — художник шел себе по делам, но вдруг увидел здоровенного детину и вмиг «узнал» в нем богатыря.

Звали его Иваном Петровым, был он крестьянином изпод Владимира.

Богатырская наша сила. Кто был прототипом картины Виктора Васнецова Портрет Ивана Петрова, ставшего прообразом Ильи Муромца / Фото: этюд Васнецова

Но куда любопытнее, пожалуй, другое. В 1988 году, уже на излете истории СССР, комиссия Минздрава Украинской ССР провела скрупулезное исследование останков Святого Илии Печерского, что покоились в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Молва давно именно его считала прототипом богатыря. И открылось удивительное. Во-первых, оказалось, что Илия Печерский очень долгие годы страдал болезнью позвоночника, так что вполне мог «лежать на печи». Во-вторых, он оказался очень высок — под 180 см, что в те времена было сродни великану. В-третьих, он явно воевал — на его ребрах были обнаружены множественные костные мозоли, оставшиеся от сращивания после переломов, а также следы других ранений. Кроме того, Илию прозывали «Чибитьком», что указано в исторических источниках — книге «Тератургима» 1638 года, а Илью Муромца — «Чоботком», и это явно одно и то же слово, лишь немного по-раз ному произнесенное. История же гласит, что на Муромца однажды напали неприятели, когда он натягивал сапоги — «чоботки». Один он натянуть не успел, им и отделал врагов.

Добрыня

С историческим прототипом Добрыни Никитича все обстоит труднее: персонажей с такими именами в истории было несколько. Но, судя по тому, что он умел играть на гуслях и петь, азартно играл в тавлею — «славянские шашки», знал основы этикета, принадлежал этот богатырь к княжескому роду. Ученые проводят параллели между этим образом и такой исторической фигурой, как дядя князя Владимира Святославовича — Добрыня Малкович из села Низкиничи (откуда и трансформировался потом «Никитич»). Если это так, то это именно тот Добрыня, который посоветовал новгородцам позвать к себе на княжение Владимира и всячески «продвигал» идею его бракосочетания с Рогнедой, княжной половецкой. Позже Добрыня даже княжил в Новгороде и способствовал его крещению, которое было произведено со всей возможной свирепостью, вплоть до сжигания домов упорствующих язычников. Но самое удивительное в том, что в чертах Добрыни угадываются портретные черты и самого Васнецова, а также его отца и деда. Так что исследователи сходятся во мнении, что портрет этого богатыря отражает родовые черты семьи художника.

Богатырская наша сила. Кто был прототипом картины Виктора Васнецова Фото: Портрет Васнецова кисти И. Репина, 1887 год

Алеша Попович

Самый молодой и чуть скучающий на картине богатырь — Алеша Попович. Многие считают, что прототипом это былинного героя был боярин из Ростова Александр Попович, отличавшийся военной смекалкой и хитростью, погибший в 1223 году в битве на Калке. Но при чем тут тогда Алешина победа над Тугариным Змеем и Идолищем Поганым? Долгое время ответа не было, пока ученые не вспомнили о соратнике Владимира Мономаха Ольберге Ратиборовиче. В 1095 году он убил в Переяславле половецкого хана Итларя («Итларище поганый» вполне мог трансформироваться в Идолище). Прототипом же Тугарина Змея явно был половчанин Тугоркан из династии Шураканидов. Поскольку половцы «шуруканом» или «шаруканом» н азывали змей, все складывается. Ольберг же мог со временем стать «Олешей»: славяне не любили труднопроизносимых словесных конструкций. Молодому богатырю народная молва приписывала не только подвиги, но и любвеобильность.

Своего Алешу Васнецов списывал с натуры — глядя на Андрея Саввича Мамонтова, младшего сына хозяина Абрамцева. Когда Васнецов делал первые наброски, Андрею не было и 14 лет.

Увы, его жизнь была очень короткой — он, всеобщий любимец, увлекавшийся историей древнерусской культуры, умер 7 июля 1891 года от простуды; художник дописывал его уже по памяти, и получилось, что увековечил...

КСТАТИ

После «Богатырей» (картину многие ошибочно называют «Три богатыря») Васнецов не раз возвращался к исторической и былинной тематике, о чем свидетельствуют полотна «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.