пт 20 сентября 21:54
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Пресс-показ спектакля Андрея Максимова состоялся в театре Вахтангова

Пресс-показ спектакля Андрея Максимова состоялся в театре Вахтангова

Получился своеобразный моноспектакль Ольги Тумайкиной – талантливой актрисы, которой по силам любые роли, в том числе и Роковой женщины

Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

В Театре имени Евгения Вахтангова состоялся пресс-показ спектакля известного телеведущего Андрея Максимова «Брюсов переулок» с подзаголовком «Фантазия по произведениям Валерия Брюсова».

Собственно этот подзаголовок и привлек мое внимание. Хотелось увидеть материализованные впечатления современника от чтения произведений одного из основоположников русского символизма, который когда-то владел сердцами и умами творческой молодежи.

Однако представленное на сцене не совсем соответствовало моим ожиданиям  в части содержания, но режиссерское решение, подбор актеров вызывали живой интерес. Прежде всего, потому, что во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора… а еще – эгоцентрика, декадента, эротомана…

Действие спектакля развивается то медленно – будто на кадрах замедленной съемки, то неудержимо быстро, как на скачках, которыми будущий символист увлекался в юности по наущению отца, просадившего все состояние на тотализаторе.

Артисты исполняли свои роли то по «школе Вахтангова»; то с заламыванием рук, как в немом кино; то по Брюсову – в духе эстетики русского символизма, использовавшего слова как эмоциональные жесты, а не как знаки с четким значением.

Во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора / Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

Во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора

ФОТО: Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

Идею виртуального зеркала, отделяющего сцену от зрительного зала, зеркала, с которым постоянно общается Героиня, режиссер Максимов счастливо позаимствовал  из рассказа Брюсова «В зеркале» с подзаголовком «Из архива психиатра», который начинается словами: «Я зеркала полюбила с самых ранних лет…  Эта вывернутая действительность, отделенная от нас гладкой поверхностью стекла, почему-то недоступная осязанию, влекла меня к себе, притягивала, как бездна, как тайна».

Теперь о самой пьесе. В ее основу положена повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины», впервые опубликованная в журнале «Русская мысль» в 1910 году. Из-за этой повести, объявленной Цензурным комитетом безнравственной,  номер журнала был арестован. Правда, скоро  судебное  преследование было отменено.

«Почему какие-то гг. цензоры лучше меня знают, что можно читать русской  публике и что не  должно?! – с возмущением писал Брюсов редактору журнала Петру Струве. – И почему  моя повесть,  написанная серьезно, строго, иронически, есть преступление  против  нравственности, тогда как сотни томов, определенно порнографических, мирно продаются в книжных  магазинах  с одобрения Комитета?!» А дальше уже в манере доносительства: «Все последние романы Арцыбашева, Каменского и всех, иже с ними, а частью также и Куприна, переполнены такими сценами, перед которыми моя повесть – верх скромности и целомудренности».

Начинается спектакль словами, взятыми из другого рассказа Брюсова «Теперь, – когда я проснулся…» с подзаголовком «Записки психопата»: «Я полагаю, что человек в своем первобытном состоянии может жаждать лишь одного – мучить себе подобных». Произнесенные Следователем, слова эти становятся камертоном происходящего.

В спектакле есть несколько «кукишей в кармане», адресованных нынешней власти, но звучат они так мягко и незлобливо, особенно на фоне того, что можно увидеть или прочитать в СМИ, что вряд ли кто-либо обратит на них внимание.

А вообще, мне кажется, вся эта история не просто  о любви, а о любви Роковой женщины. И появилась она не просто, а стала продолжением темы, которая волнует писателя Андрея Максимова давно  и,  думаю, надолго. Весной сразу вышли три его книги на эту тему: антология поэзии о любви ХХ века «Любимая, люби меня», роман «Так любят люди» и сборник собственных стихотворений «Любовь и другие подробности».

Во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора / Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

Во всем присутствовала особая магия личности Валерия Брюсова – поэта, прозаика, драматурга, холодного экспериментатора

ФОТО: Яна Овчинникова, пресс-служба театра Вахтангова

К тому же прообразом Брюсовской Натальи многие его современники считали Марию Тарновскую, входящую в число признанных роковых женщин России наряду с Верой Холодной, Галой Дали, Еленой Сергеевной Шиловской, Зинаидой Райх, Лилей Брик…

Получился своеобразный моноспектакль Ольги Тумайкиной – талантливой актрисы, которой по силам любые роли, в том числе и Роковой женщины: таинственной и непредсказуемой, слабой и сильной, манящей и зовущей, притягательной и отталкивающей, умеющей любить и играть в любовь, но всегда желанной для мужчин, которые испытывают к ней страсть с первого взгляда.

У Героини достойная свита из замечательных партнеров. Это – артистичный Игорь Карташев в роли немолодого художника, Юрий Поляк,  блестяще сыгравший пылко влюбленного юношу, Виталийс Семеновс в роли сурового Следователя с жаждущей любви душой, и наконец Екатерина Крамзина, сыгравшая одинокую, мечтающую о счастье и понимании кузину Лидочку.

«Брюсов переулок» – несомненная удача режиссера и актеров во главе с Ольгой Тумайкиной и хорошее пополнение афиши Вахтанговского театра.

Новости СМИ2

Георгий Бовт

Газовая война между Россией и Украиной: кто «моргнет» первым?

Екатерина Рощина

Простите девочкам слабость — быть глупыми

Оксана Крученко

Пусть будет очередь для тех, кому «просто спросить» 

Никита Миронов  

Батька прав. Не хамите педагогу

Геннадий Окороков

Общественности стоит поменьше возбуждаться

Александр Никонов

Требуйте обязательный ЕГЭ по английскому

Михаил Виноградов  

Почему онлайн-календарь прививок — безусловное благо