В Москве представили премьеру оперы «Фрау Шиндлера»
Наталья Зимина (Эмилия) и Дмитрий Кондратков (Оскар Шиндлер) в опере «Фрау Шиндлер» / Фото: Сергей Родионов/пресс-лужба Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко

В Москве представили премьеру оперы «Фрау Шиндлера»

Культура
В Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, юбиляре этого года, представили первую оперную премьеру — оперу «Фрау Шиндлер» американского композитора Томаса Морса.

Четверть века назад фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», поведавший историю немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера, спасшего более тысячи человек из польских концлагерей, просто потряс мир. И вот родилась музыкальная «модуляция» этого сюжета. Но опера «Фрау Шиндлер» посвящена судьбе Эмилии, жены Оскара Шиндлера. Это дебютная опера американца. Для постановки в Москве была специально сделана ее камерная версия и русский вариант либретто, который написал автор этого спектакля — режиссер Владимир Алеников, известный такими популярными киноработами, как «Приключения Петрова и Васечкина», «Жил был настройщик», но к оперному театру обратившийся впервые. С год назад Владимир Алеников услышал представленную в Германии «Фрау Шиндлер» своего приятеля Томаса Морса и решил «экспортировать» ее в Россию.

Томас Морс рассказывает, что 10 лет занимался исследованием темы и три года был практически затворником, работая над партитурой. «Это огромная ответственность, — говорит Морс. — Я каждый день спрашивал себя, имею ли я право касаться столь серьезной темы? История Эмилии Шиндлер скорее психологическая, чем историческая, и это дает нам возможность лучше понять людей того времени, почувствовать, как они воспринимали страшный ход окружающих их вещей».

Наши академические театры редко обращаются к современным оперным партитурам, а уж претендующим на разговор на важную и трагическую тему — почти никогда. Но американский композитор Морс написал заурядную музыку, которая никак не может претендовать на нечто большее, чем лишь фоновое «закадровое» звучание. «Картинка» спектакля прямолинейна и иллюстративна, а герои в бытовых подробностях рассказывают в речитативах о своих взаимоотношениях. Все выходит одновременно конъюнктурно и карикатурно. Зачем-то с упорством, достойным куда лучшего применения, Морс сосредотачивается на теме патологической неверности супруге Оскара Шиндлера. Если это и так, то выглядит подобное повествование откровенной спекуляцией с плакатным феминистском натиском.

Все становится понятно с самой первой сцены, когда люди в нацистской форме с автоматами протискиваются сквозь зрительские ряды, поднимают с места подсаженного артиста, который вроде как пытается предъявить им билет на спектакль, но его жестко выталкивают на сцену и тут же «расстреливают». Два действия, по часу каждое, также «развлекают» публику вульгарностью, переходящей в пошлость.

Хотя в музыкальную ткань оперы даже вплетена цитата из «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера, из этой, казалось бы, знаковой цитаты ничего не рождается. При этом абсолютно героические оркестр (дирижер Тимур Зангиев) и все солисты (в первую очередь Наталья Зимина — Эмилия и Дмитрий Кондратков — Оскар) стараются изо всех сил придать хоть минимальную оперную видимость всему происходящему на сцене. А быть может, уже совсем скоро мир все же узнает о новом шедевре...

Google newsGoogle newsGoogle news