- Город

«Из Парижа с любовью»: что увидят москвичи на выставке современного искусства

Сергей Собянин выслушал просьбы жителей

Заслуженный преподаватель МГУ умер после отравления «Кротом»

Синоптики подсчитали вероятность снега на Новый год в Москве

Стало известно, сколько историк Соколов пробудет в центре психиатрии Сербского

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

США ввели новые санкции против ряда российских компаний и граждан

Спасти еду, чтобы спасти людей

Стала известна стоимость билетов в парк «Остров мечты»

Депздрав посоветовал сбрить бороду и усы в сезон гриппа

Как правильно рассказать ребенку, что Деда Мороза не существует

Названо условие, которое поможет реализовать закон о единой зарплате учителей

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Назван главный цвет 2020 года

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Александр Петров впервые опубликовал фото с новой возлюбленной

«Из Парижа с любовью»: что увидят москвичи на выставке современного искусства

Ив Кляйн «Антропометрия»

ФОТО: Анна Назайкина, «Вечерняя Москва»

К современному искусству сегодня относятся по-разному. Одни им восхищаются и ставят во главу всего арта, другие вовсе не воспринимают, а кто-то категорически отвергает. Поэтому аудитория ценителей прекрасного возле Пушкинского музея разделилась на две очереди: большая часть людей-консерваторов стоит в главное здание на выставку Сергея Щукина, остальные — в Галерею искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков, чтобы посмотреть одно из лучших собраний современности. Таким образом, у зрителей появилась возможность сравнить и провести параллели в искусстве разных эпох, а заодно прочувствовать дух собирательства на примере двух мировых коллекций.

Сотрудничество московского музея и парижского началось с открытия здания фонда Fondation Louis Vuitton. Его создатель — один из крупнейших французских коллекционеров и меценатов Бернар Арно — пять лет назад открыл в Париже новый культурный центр, спроектированный специально для показа личной коллекции работ нового столетия. Музей встал в один ряд с главными достопримечательностями города после Эйфелевой башни.

Два года назад в качестве культурного обмена Пушкинский отправлял в Париж бестселлер нашей страны — коллекцию Щукина. В тот год выставку назвали самым посещаемым событием в мире. Более 1,2 миллиона человек ознакомились с экспозицией — такого художественного успеха во Франции не было за последние 50 лет.

Теперь пришла и наша очередь встречать гостей. К нам привезли 65 хрестоматийных произведений, созданных художниками из разных стран с 1947 по 2018 год. Экспонатов немного, но, чтобы их разместить, пришлось освободить все три этажа галереи, где традиционно находилась постоянная экспозиция импрессионистов. Заняты 20 залов из 26. Все вернется на свои места только в октябре. А пока москвичи с трудом узнают привычное выставочное пространство.

Маурицио Каттелан «Баллада о Троцком» / Анна Назайкина, «Вечерняя Москва»

Маурицио Каттелан «Баллада о Троцком»

ФОТО: Анна Назайкина, «Вечерняя Москва»

Начнем с парадной лестницы. На потолке беспомощно болтается чучело лошади в полной сбруе. Это работа известного своим черным юмором итальянца Маурицио Каттелана под названием «Баллада о Троцком» — своеобразное посвящение Льву Троцкому и краху революционной утопии. Безысходность чувствуется и в другой нашумевшей работе Каттелана — «Чарли не серфят». Первое, что бросается в глаза, — контуры фигуры сидящего за партой мальчика, руки которого прибиты к поверхности стола карандашами. Эти работы главный куратор выставки Сюзанн Паже отнесла к субъективно-экспрессионистической линии, где художники поднимают вопросы о жизни, смерти, любви, страхе и одиночестве.

В первых залах экспозиции — классики искусства ХХ века. Тонкая эфемерная скульптура Джакометти «Большая женщина» соседствует с «Антропометрией» Ива Кляйна. На огромном полотне, как называют злопыхатели, «кляксы цвета ультрамарина». На самом деле история создания картины интригующая: художник во время перформанса под «Монотонную музыку тишины» покрывал обнаженные тела моделей синей краской, а затем приглашал их в качестве «живых кистей» оставить отпечатки на своем холсте.

Ведущим художником и движущей силой поп-арта по праву считают Энди Уорхола. В своем неповторимом образе он стал символом поколения. Начался путь художника с изображения банок супа на картинах из шелкографии, затем он перешел на новую ступень в искусстве — образы Мэрилин Монро, Элвиса Пресли и Элизабет Тейлор. В зале Уорхола внимание приковывает гигантский «Автопортрет». Эта картина выделяется отрешенностью. Она была написана за год до смерти художника и стала его последним автопортретом. Изображая себя без шеи и плеч, Энди попытался провести параллель с каноническим изображением Иоанна Крестителя, казненного через отсечение головы.

Энди Уорхол «Автопортрет» / Анна Назайкина, «Вечерняя Москва»

Энди Уорхол «Автопортрет»

ФОТО: Анна Назайкина, «Вечерняя Москва»

Меланхоличные рефлексии Уорхола сменяются брызжущей энергией и цветом Жан-Мишеля Баскии. В его картинах множество отсылок — к Библии, афроамериканской культуре, боксу, Пикассо, комиксам, культу вуду и карибскому фольклору. Запрятанные смыслы можно отыскивать часами.

Еще одна тема выставки — «музыкально-звуковая». Можно отнести к рекреационным зонам экспозиции. Инсталляция Марины Абрамович «Обновитель астрального баланса» приглашает гостей сесть на пляжный шезлонг и в течение длительного времени (по замыслу Абрамович, 45 минут) медитировать под мерный звук стоящих напротив метрономов. Если все-таки, несмотря на толпы посетителей, получится немного вздремнуть, то может померещиться, что вы в лесу с кукушками. В другом зале можно погрузиться в атмосферу чилийской пустыни, где издалека доносятся звуки 800 японских колокольчиков. Этот сюрприз приготовил для публики Кристиан Болтанский. Он разместил колокольчики в соответствии с картой звездного неба, каким оно было в день его рождения, — это порождает «музыку звезд и голоса человеческих душ».

Выставка отражает разные взгляды художников, пути развития и важность современного искусства в историческом контексте. Все работы объединяет, скорее, схожесть эмоционального воздействия на публику, а не общепринятые академические критерии. Все имеет место быть. И, судя по тому, что в первых рядах выставки стоит молодежь, вряд ли они пришли на популярный бренд LV. Скорее, здесь задействован по большей части художественный аспект.

Андреас Гурски «Формула-1. Пит-стопы. I–IV» / Анна Назайкина, «Вечерняя Москва»

Андреас Гурски «Формула-1. Пит-стопы. I–IV»

ФОТО: Анна Назайкина, «Вечерняя Москва»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эрнст Френкин, ведущий научный сотрудник ИНХС РАН:

— Несмотря на свой возраст, я сторонник и любитель современного искусства! Современное искусство заставляет включать голову, заставляет мыслить.

Очередь на эту выставку состоит в основном из молодежи. Это говорит о том, что молодые люди хотят мыслить креативно, масштабно и ищут вдохновения всяческими способами, в том числе и на этой выставке. У них на все нестандартный взгляд, и это радует. Руководство Пушкинского музея с большой скоростью налаживает культурные связи на европейском уровне и расширяет выставочное пространство — в первую очередь с точки зрения современного искусства. Они видят в этом достояние последующего поколения и понимают очевидные вещи, что нужно двигаться вперед. И я лично полностью согласен с их позицией.

КСТАТИ

Первую картину предприниматель Бернар Арно (кстати, имеющий техническое образование) приобрел лет 40 назад, примерно в тридцатилетнем возрасте. Потом к ней прибавились другие, потом еще и еще... Сегодня его частная коллекция — одна из лучших в мире, в ней есть бесценные работы импрессионистов, но сколько в ней полотен, точно сказать не может никто. Это секрет!

Арно: «Я не приобретал картины с коммерческой точки зрения. За каждой — своя история покупки. Произведение должно мне нравиться настолько, чтобы я чувствовал, что смогу любоваться им долгие годы». 

Как появился сам музей в Париже?

Он открылся 5 лет назад. Французы очень им гордятся и отмечают, что Арно мог бы назвать его своим именем, а не именем любимого бренда. (У него их, кстати, десятки!) В свое время меценат обратился к американскому архитектору Фрэнку Гери с просьбой о сотрудничестве и попросил показать чертеж будущего музея — из специального бетона и стекла. Позже оказалось, что первый набросок мало чем отличался от конечного результата. И походил то ли на облако, то ли на сказочный корабль с парусами, то ли на большую рыбу. (Сам Арно по гороскопу Рыбы — это люди с потрясающей интуицией!)

Так олигарх и архитектор нашли друг друга! И оба не скупились на комплименты:

Гери: «Не могу выразить, как люблю работать с Бернаром! Никогда в жизни не встречал бизнесмена, столь преданного искусству! К тому же он — виртуозный пианист!» 

Арно: «Удивительно! Фрэнк прислушивался к моим советам! А я же не архитектор!» 

И ничего странного! Так поступают все талантливые люди — прислушиваются к дельным советам друзей!

Читайте также: Первый фестиваль уличной культуры «Ритм моего города» пройдет в столице

Новости СМИ2

 Александр Хохлов 

Мир, война или стена

Алиса Янина

Раймонд Паулс и навязчивые русские

Камран Гасанов

Владимир Зеленский — человек посередине

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Ирина Алкснис

Мочить террористов в сортире. 20 лет спустя

Анатолий Горняк

Несмешной анекдот про судей

Антон Крылов

«Воинственные русские»: китайцы правы

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Есть ли старцы сегодня?

Екатерина Рощина

Новогодний ад потребления

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи