чт 17 октября 01:32
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Братия парижских меблирашек

Братия парижских меблирашек

Выставка «Хаим Сутин и художники его круга» в галерее «Улей»

[b]«Кафе «Ротонда» напоминало сотни других. У цинковой стойки извозчики, шоферы такси, служащие пили кофе или аперитив. Позади была темная комната, прокуренная, там десять-двенадцать столиков. Вечером она заполнялась: стоял крик: спорили о живописи, декламировали стихи, обсуждали, где достать пять франков, ссорились, мирились; кто-нибудь напивался, его вытаскивали».[/b] Илья Эренбург, написавший эти строки, именно в парижской «Ротонде» в начале прошлого века познакомился с молодыми Пикассо, Модильяни, Диего Риверой. И с Хаимом Сутиным – худеньким уроженцем белорусского еврейского местечка, мечтавшим стать великим живописцем. Его картины, о которых теперь мечтают музеи всего мира, в России почти неизвестны. Так что две работы Сутина, представленные в галерее «Улей» на выставке «Хаим Сутин и художники его круга», своего рода открытие мастера. Хотя и не первое. Галерея называется «Улей», потому что объединение Сутина и его друзей, ютившихся вместе в жалких каморках рядом с кафе «Ротонда», называлось «Ульем», а недавно открывшаяся московская галерея будет ориентироваться на живопись эмигрантов «парижской школы» – выходцев из России и Восточной Европы. Впрочем, объединение – это громко сказано: в затхлых, грязных меблирашках просто жили вдохновенные молодые люди, одержимые искусством. Некоторые из них по сей день ждут своей славы. А вот Хаим Сутин прославился давно. Тощий большеглазый мальчик убежал из черты оседлости в Париж, чтобы покорить мир. Биографы непременно вспоминают одну, но выразительную деталь его французской жизни. «Ротонда» находилась рядом с мясобойней. И именно оттуда юный Сутин таскал битую птицу, а то и целые мясные туши – чтобы рисовать всю эту мертвечину, придавая ей страшновато-привлекательный вид, вкладывая в свои работы, кажется, почти мистический и трагический смысл. Этим он и прославился. Но в галерее «Улей» две совсем другие работы художника: портреты женщин – светлые, печальные, на грани примитивизма и экспрессионизма. А вот работы «художников его круга» не дают забыть, что быт их был трудным, надвигалась Первая мировая, потом порожденная ею разруха. И все это легко считывается в простеньких, на первый взгляд, пейзажиках и портретах Василя Хмелюка, Адольфа Федера, Пинхуса Кременя. Героев этой выставки в оригинале русским любителям искусства приходилось видеть очень редко. Или в сильно уменьшенных репродукциях, да еще с недалеким идеологическим комментарием. Истощенный маленький Пьеро в белом костюмчике и шапочке, напоминающей арестантские кепы узников концлагерей. Лавка мясника, у которого лицо без глаз, – явно ученическая работа, любой педант от искусства легко раскритикует ее. Но сколько экспрессии вложил в нее художник, вспоминавший в веселом Париже свое нищенское родное местечко и его депрессивные тесные лавчонки! Впрочем, «ротондовская» молодежь умела и любоваться жизнью, которой всегда так много в Париже и на французском юге. Пейзаж Константина Терешковича, на котором православная церковь изображена на фоне пальмы и русской ели, сперва изумляет. Откуда пальма? Потом понимаешь – это Ницца. А в «Женщине с кувшином» Адольф Федер любуется насыщенными, теплыми красками уютного человеческого быта, которого сам был лишен. Вторая мировая прошлась по судьбам художников «Улья». Моисей Кислинг бежал от занявших Париж немцев в Америку. Адольф Федер не захотел уезжать из города, в котором прошла его нищая и счастливая молодость, и сгорел в печах Аушвица. А Хаим Сутин, которому удалось уехать, в 1943 году вынужден был вернуться тайком, чтобы срочно сделать в оккупированном Париже операцию. На следующий день после нее он умер. Наконец, информация для богатых знатоков и коллекционеров. Эти картины являются собственностью галереи «Улей» в Петровском переулке. Их можно купить. Выставка работает до конца февраля. [b]На илл.: [i]Адольф Федер. Женщина с кувшином. 1914.[/b][/i]

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше