пн 14 октября 00:07
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

От сумы и тюрьмы

От сумы и тюрьмы

«Дорога на Гуантанамо» ведет к берлинским призам

[b]На Берлинском кинофестивале политика была в чести всегда – и на этот раз, на 56-й, Берлинале исключением не стал: политические мотивы не чужды даже чисто развлекательным фильмам внеконкурсной программы, китайской сказке «Обещание» или американскому комиксу «V как вендетта». Однако наибольшее внимание вызвал британский фильм «Дорога на Гуантанамо».[/b] Английское политико-социальное кино, родившееся в 1970-х, сейчас переживает пору второго расцвета. Отчасти благодаря Берлинскому фестивалю. В 2002-м неожиданно для многих лауреатом «Золотого медведя» здесь был признан фильм Пола Гринграсса «Кровавое воскресенье», а в 2003м ту же наивысшую награду получил молодой и весьма плодовитый британец Майкл Уинтерботтом. Его документальная драма «В этом мире» была посвящена судьбам двух афганских подростков-беженцев, один из которых погиб во время долгого пути с Ближнего Востока в Лондон; второй, выживший, сыграл самого себя. Маловероятно, что всего через три года тот же режиссер опять получит «Золотого медведя» за сходный фильм. Однако это может случиться. «Дорога на Гуантанамо» Уинтерботтома заслужила еще более теплый прием: таких аплодисментов пока не получал ни один из фильмов конкурсной программы. Так что с пустыми руками Уинтерботтом из Берлина не уедет. Правда, трофеем придется поделиться с сорежиссером Мэтом Уайткроссом, бывшим монтажером Уинтерботтома. Сюжет драмы «В этом мире» тривиален, легшие в его основу события мало кому известны; напротив, история неправедно заключенных и подвергнутых пыткам узников расположенной на Кубе тюрьмы Гуантанамо сегодня знакома всем благодаря телерепортажам и газетным публикациям. Но и внутри этой коллективной трагедии Уинтерботтом нашел камерный сюжет с конкретными героями. Четверо молодых (самому младшему – 19, самому старшему – 23) британских мусульман отправились в Пакистан на свадьбу, случайно попали в Афганистан, а там трое из них – четвертый пропал без вести во время бомбардировок – оказались в руках американских военных и затем в застенках Гуантанамо. Два с половиной года спустя им удалось доказать свою невиновность и вернуться на родину. Уинтерботтом вновь начал с того, что познакомился с реальными участниками событий и завоевал их симпатию, только в актеры вербовать не стал. Он применил простой и действенный метод: события фильма, снятого в документальной манере с непрофессиональными исполнителями (и все-таки это кино, а не документ), перемежаются с «говорящими головами», нарезкой интервью трех британских жертв Гуантанамо. Авторы честно ссылаются на первоисточник, с которым контрастируют полные ложного пафоса телерепортажи 2001–2002 годов, также обильно цитируемые в картине. Реальная и фиктивная линии будто поддерживают друг друга на плаву. Интервью не дают зрителю забыть, что перед ним – правдивая история, а «игровое» кино не позволяет заскучать. Ведь здесь – буквально все жанры сразу: и молодежное «кино воспитания», и военный фильм, и road movie, и тюремная драма, и приключенческий фильм, и хоррор. Нужды в подробной сценарной разработке характеров не было – в интервью и так показаны подлинные лица персонажей фильма. Тут задачи иные. В первую очередь, политические: «Дорога на Гуантанамо» – еще и едкая сатира на американскую армию и спецслужбы, которые битые полчаса экранного времени (и два года по сюжету) пытают невинных глуповатых подростков, спрашивая у них, где скрывается Усама Бен Ладен. В сущности, фильм дает ответ на вопрос «откуда берутся агенты Аль-Каиды»: если человека два года бьют и морят голодом, спрашивая, что связывает его с террористом №1, то он в конце концов и сам захочет познакомиться с этим загадочным Усамой. Кстати, все трое мальчиков всерьез зачитались Кораном только после отсидки в Гуантанамо. Уинтерботтом с Уайткроссом создали впечатляюще правдоподобную картину современной вселенной, где царит абсурд и человеку воздается не по заслугам за грехи или подвиги. Судьбы людей и целых народов определяются случайностью, а также глупостью сильных мира сего. Звучит помпезно, но смотрится вполне буднично – тем более что в фильме хватает юмора. Уинтерботтом сегодня – главный режиссер Британии, способный и на исторический эпос, и на современную молодежную комедию, мелодраму, фантастику («Код 46») радикальную эротику (недавние «9 песен»), музыкальное исследование («Круглосуточные тусовщики»), постмодернистский коллаж («Тристрам Шенди: История петуха и быка»). Он так активен и умен, что никак не может втиснуть свой талант в какие бы то ни было рамки. Возможно, поэтому он и делает финальный выбор в пользу гражданственности и борьбы за социальную справедливость. Берлин это оценит. [b]На илл.: [i]«Дорога на Гуантанамо» – возможно, самый реалистичный тюремный фильм за всю историю кино.[/b][/i]

Новости СМИ2

Оксана Крученко

А караван идет…

Лера Бокашева

Я уеду жить «Влондон». А в деревне Гадюкино дожди

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада

Ольга Кузьмина  

Уже не просто «спальники»

Сергей Лесков

Как ботинок Хрущева попал в историю

Ольга Кузьмина  

Алексей Леонов. Улыбка Вселенной

Виктория Федотова

Смертная казнь в России не нужна