Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Хранитель театра

Развлечения
Хранитель театра

[i]Художественный руководитель Центра им. Мейерхольда и Александринского театра, знаменитый режиссер Валерий ФОКИН познал успех с первого же спектакля на профессиональной сцене – «Валентин и Валентина» в «Современнике». И довольно быстро понял, что есть вещи поважнее любого успеха. Верность своему пути, например.[/i][b]Елена КОРЕНЕВА: «Он казался пришельцем»[/b]«С творчеством Валерия Фокина я впервые познакомилась, посмотрев в «Современнике» «Валентина и Валентину», где играли Костя Райкин, Марина Неелова и Таня Лаврова. Все вокруг о спектакле говорили как о чем-то новом, оригинальном и особо выделяли режиссуру. До сих пор помню яичницу, поджаренную на фонаре-сковородке. И, конечно, Марину и Костю – их страстную игру. Сам Фокин с его восточной внешностью казался пришельцем в нашем театральном мире.Помню, как-то меня, первокурсницу «Щуки», еще ужасно стеснительную, Костя Райкин пригласил на свидание. На Тверской мы встретили Валеру, который Костю отчитал – тебе, мол, завтра на репетицию, спать пора, а ты с девушкой гуляешь. Костя меня, конечно, представил, но вряд ли Валера меня тогда запомнил. А вот когда я по окончании училища уже показывалась в «Современнике», Фокин был среди тех, кто решал, кого брать. Я сыграла сцену из дипломных «Ромео и Джульетты», и меня пригласили в театр. Про себя польщенная, вслух я сказала: «А работа будет?» Все опешили (она еще условия ставит!), но Валера быстро отреагировал: «Есть, есть. Я сейчас репетирую «Не стреляйте белых лебедей» – там как раз для вас роль». Я там не сыграла, даже не начала репетировать, хотя и получила распределение – возможно, Валера просто мудро схитрил, заманил – и правильно сделал.Вскоре он приступил к репетициям «И пойду, и пойду» по «Запискам из подполья» и «Сну смешного человека», где предложил мне роль проститутки Лизы. Я была польщена тем, что попала в группу Валериных актеров-единомышленников, что мы люди одного поколения и у нас есть общий, отличный от других язык. Я как-то назвала его экстрасенсом, потому что он предложил мне эту роль как раз в тот момент, когда я в ней крайне нуждалась. Я хотела порыдать, сыграть что-то яростно-трагическое, чтобы выплеснуть женские эмоции, переполнявшие мою жизнь.Валера репетировал очень спокойно, деликатно ведя актера, без менторства и диктаторства, как свой, как друг. Спектакль вызывал самые разные эмоции. Помню, Ольга Яковлева, находящаяся в зрительном зале, не выдержала и просто закричала: «Да заберите ее от него, зачем он ее мучает!» Но были и совершенно другие реакции.Как-то я привела на спектакль своего дантиста – мощной комплекции мужчину, весьма далекого от театра. В самый кульминационный момент (хотя у Достоевского они все кульминационные) с первого ряда раздался его раскатистый храп. После спектакля Валера мне сказал: «Дантисты нам, конечно, нужны, но впредь смотри повнимательнее, кого приглашаешь. Это ж надо – спать на Достоевском!» Мне часто говорили, что моя игра слишком натуралистична и тяжела для восприятия, но я тогда была сторонницей откровенно шокирующего стиля и в этом сходилась с Валерой. Однажды он выбрал цирк в качестве пространства для своего спектакля.Он-то и должен был почувствовать животную, бескомпромиссную силу арены, где актеры почти превращаются в гладиаторов, и проступает скрытый смысл игры вообще – игры со смертью.Я горжусь этой работой, хотя спектакль погиб именно из-за меня. Я решила уйти из «Современника», несмотря на Валерины отчаяние и уговоры. Да и сама с болью отрывала от себя этот спектакль – но по молодости рубила сплеча. Другую актрису он вводить не захотел. Но Достоевский был таким тяжелым материалом, а я выкладывалась на все сто пятьдесят – и это вместе с неурядицами в личной жизни стало серьезно действовать на психику. Пришлось даже обращаться к невропатологу. К тому же меня в тот момент Эфрос пригласил репетировать Верочку в «Месяце в деревне». Сейчас бы я нашла возможность распределиться между такими ролями, но тогда не смогла разрываться. При воспоминании у меня просто разрывается сердце – и за Валеру, и за спектакль».[b]Константин РАЙКИН: «Никто не повлиял на меня больше, чем он»[/b]«Валера был старше на курс, и почти тотчас после поступления я услышал легенды про его спектакль «Чужая жена и муж под кроватью». Среди студентов за ним сразу закрепилась слава самого талантливого на курсе, и работать с ним считалось невероятным везением. «Чужая жена» и впрямь оказался поразительным спектаклем: Володя Иванов и Сережа Савченко на пустой сцене демонстрировали столько положений тел в пространстве – так изобретательно, остроумно, напряженно, при этом каждый раз обманывая твои ожидания.Мы довольно быстро сошлись в работе – это было «Время благих намерений» Лени Филатова, который под псевдонимом Шона О’Кейси предлагал нам свои веселые, немного хулиганские новеллы. И мне с Валерой сразу стало как-то удобно и делово. Без лишних слов он точно обозначал задачи, подстегивал «Ну, давай, давай» – и как-то сразу все получалось. Ему удивительно шло заниматься делом.В нем сочеталась мрачность – не без веселости и не без некоторой рисовки, остроумие, сарказм, изысканность, элегантность и... подворотня. Проще говоря, он всегда был недалек от того, чтобы дать по физиономии, схлестнуться – и внутри нашей компании, а уж тем более вовне. Я не раз попадал из-за него в довольно сложные ситуации. От него всегда исходило какое-то ощущение опасности.К тому времени, как он поставил на нашем курсе «Нос» и «Пышку», я уже был совершенно им очарован. У нас возникла настоящая творческая дружба. И хотя мы очень разные люди, наш творческий союз просуществовал много лет – нас и впрямь было водой не разлить.Довольно долго я всерьез хотел работать только с ним и вообще не представлял, что я буду делать, если он не станет со мной работать. В итоге мы сделали вместе 16 названий. И никто не повлиял на меня как на актера больше, чем Валера. Да, сегодня мы расходимся по разным дорогам, но я не вижу ничего плохого или обличительного в том, что наши творческие интересы перестают быть общими. Все равно он для меня человек значимый и знаковый.В «Современнике», куда взяли нас, пятерых «щукинцев» (что говорит только о дальновидности руководства), была довольно творческая атмосфера. Тогда Табаков создал свою студию. А мы с Валерой, будучи занятыми и в «официальной» жизни театра, занимались «На пятом этаже» тем, что нас волновало. Тогда вообще не существовало даже такого понятия, как малая сцена. Но Валера искал новое пространство. К тому же мы тогда заболели идеями Ежи Гротовского и увлекались бедным театром – «И пойду, и пойду» игрался при одном осветительном приборе. Мы играли в одном углу, остальные три занимали зрители.Наверное, это была одна из лучших работ Валеры и, может быть, лучшая моя роль. При моем характере я очень завишу от мнения других – а тут впервые в жизни ощутил, что мне более или менее все равно, что обо мне скажут. Роль Парадоксалиста была для меня потоком откровения, каким-то длительным и мощным моментом истины.Причем довольно стабильным и обеспеченным. Это была не просто искренность, а, что называется, кишки наружу, что кого-то могло отвратить и напугать. Например, Булат Шалвович Окуджава, которого я всегда нежно любил, посмотрев наш спектакль, сказал: «Ребята, вы делаете все замечательно, но я это не люблю. И Достоевского не люблю, извините». Но, помню, даже это меня не расстроило – так любил я этот спектакль. Невероятно, что нам вообще разрешили поставить «Записки из подполья» – самое реакционное и «антисоветское» произведение Достоевского, важнее которого я, наверное, ничего в жизни не читал.Однажды буквально на два дня в Москву приехал наш кумир Ежи Гротовский. Мы играли ему в четыре утра – он сидел так близко, точно телевизор смотрел. Мы сами поразились, какое произвели на него впечатление. Залитый слезами, он исполнил какой-то странный ритуал приятия, к каждому прикоснулся.Позднее он написал о спектакле большую статью, а с Валерой долго переписывался. После мы стали делать этюды по «Гамлету», чтобы разработать свою актерскую технику. Мы сделали огромное количество этюдов и доходили порой до такой степени откровенности, напряжения и погружения в обстоятельства, что Валера даже не знал, как остановить тот или иной этюд, который мог идти часами. Как-то, помню, мы с Русланом Ковалевским (Горацио) в сцене с Призраком доигрались до такой степени, что, когда Валера только щелкнул пальцами, чтобы вернуть нас обратно, нам показалось, что ударил гром. В другой раз он всего лишь зашел незамеченным за занавеску, а когда вышел, у нас от неожиданности случился обморок. Так, разрабатывая наши актерские организмы, мы докопались до каких-то пластов физиологии и психиатрии, что, конечно, было страшновато.Когда я решил уйти из «Современника» в театр к отцу, Валера был одним из первых, кому я это сказал. И он мне ответил: смотри, если тебе понадобится, я могу сделать первый твой спектакль там. Так появились «Лица» – эстрадный, легкий, с яркой формой. Ни один спектакль в своей жизни я не играл так долго. «Лица» не были в русле его профессиональных интересов, но он мог работать и так. Он мог быть разным – стоит вспомнить его замечательные спектакли в «Современнике»: «Валентин и Валентина» или совершенно пленительные «Любовь и голуби», которые шли потом лет тридцать. Но он совершенно сознательно сузил свою дорогу.Ему и по сей день больше всего идет репетировать. Это самое оптимальное для него существование. Как охота для охотничьей собаки, как дистанция для скакуна. Смотреть, как он репетирует, – особое эстетическое удовольствие. В этом есть что-то упругое, четкое, очень мужское, сродни какому-то спорту, фехтованию. Каждому он тихо, неслышно для остальных, говорит свои замечания. Мне, например, приходилось выслушивать и очень жестокие вещи – он прекрасно знал мои слабые места, и мне порой приходилось платить за это отчаянием. Но, видимо, это было необходимо».[b]Виктор ГВОЗДИЦКИЙ: «Он что-то разбудил в нас»[/b]«Я думаю, четко определить, почему Валерий Владимирович захотел поехать в Петербург, почти невозможно. Из-за имперского ли театра с лучшим театральным зданием в мире («Это мое лучшее архитектурное творение», – говорил Карло Росси), с идеальной акустикой и точным расчетом на восприятие человека, который из скромного коридора с людским муравейником вдруг попадает в роскошный зал в бархате и золоте. Или из-за самого города – искусственного, таинственного, возведенного на костях тех, кто его строил.Можно сказать, «Двойник» – спектакль, который я люблю, – посвящен Петербургу. Мой Голядкин «свернул на Литейную улицу» (теперь это Литейный проспект), и я иду в театр почти той же дорогой. Литейная, Шестилавочная (ныне – Маяковского), Чиновничья слобода. Те же фасады, дворы-колодцы, в принципе, те же люди – все это незыблемо, как сама земля. И все постепенно уходит под землю – уже ощутимо для замеров. Конечно, это сводит с ума. И, конечно, Фокина волновала манкость этого города, его тайна, тяжесть, радость, красота и беда.В Москве нам общаться было проще – в Петербурге же его день расписан по минутам. Есть такой закон старых артистов: чем больше плохих репетиций, тем хуже будет спектакль. И наоборот. У Фокина репетиции конструктивны и позитивны.А репетиции «Арто и его Двойника» – одного из главных спектаклей в моей жизни – были по-настоящему радостными (хоть Фокина и не назовешь улыбчивым).Только теперь, играя Арто уже несколько лет, я понимаю, как он мастерски, тонко и надолго «застроил» и спектакль, и мои отношения с партнером Игорем Костолевским (Двойником) не только на сцене, но и в жизни. Это больше, чем случайная встреча, больше, чем одинаковый вкус, который заставил нас купить одинаковые костюмы. Фокин что-то разбудил в нас, в нашем отношении к профессии, и я увидел в Игоре совершенно иного актера, с другой человеческой амплитудой. Сейчас Двойника играет Евгений Князев. Это событие, эта перемена в жизни спектакля приоткрывает еще одну завесу в режиссуре Фокина: посвящение в законы спектакля, обращение в свою веру.Конечно, играть среди столиков кафе для актера дискомфортно. Но сам способ жизни и творчества Арто был настолько дискомфортным, разорванным и спазматичным, что это входило в задачу. «Арто» – это смысл, боль, радость и мучение творчества. «Арто» потрясающе ложится на сегодняшнюю ситуацию одиночества художника, который пытается зацепить за живое в контексте буржуазного театра. Театр всегда замешан на подсознании, иначе это инсталляции, перформансы, проекты – что угодно, только не настоящий театр.Валерий Фокин хранит наш театр еще и тем, что помогает людям нашего цеха. Нещадно. От и до. Звонками, лекарствами, устройством в больницу. Недавно мы потеряли Марию Алексеевну Валлентей – внучку Мейерхольда, которая сделала все для памяти Всеволода Эмильевича. Сильная, хрупкая, похожая на птицу, способная на Поступок. Последние годы она плохо видела и спектакли слушала.Когда Мария Алексеевна заболела, Валерий Владимирович стал помогать ей так подробно, так по-человечески честно, что лично для меня это стало примером того, как нужно относиться к жизни другого человека».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.