Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Светланов незабываемый

Развлечения
Светланов незабываемый

[i][b]Евгений Светланов, урожденный москвич, более чем заслуживает нашей памяти. Ни один другой дирижер столь тщательно не занимался пропагандой именно отечественной музыкальной классики. Только что в Большом зале консерватории прошел посвященный ему концерт.[/b][/i]Именно Светланов сделал систематические, тщательно проработанные, но и вдохновенные – одним словом, эталонные записи русской музыки. Причем сочинений не только широко популярных, но и подзабытых.С другой стороны, он упорно привозил в Москву мало известные нам шедевры западных композиторов. Словом, был он не только гениальный музыкант, но и не менее гениальный просветитель.А тысячи концертов, проведенных им с Государственным академическим симфоническим оркестром (ГАСО, или Госоркестр), несли славу нашего исполнительского искусства далеко по всему миру. Этому коллективу, ныне возглавляемому Марком Горенштейном, сейчас присвоено имя Светланова. Впрочем, музыканты между собой всегда называли его «светлановским».О том, как чтится память маэстро, рассказывает вдова дирижера [b]Нина Александровна СВЕТЛАНОВА[/b].[b]Не держа камень за пазухой[/b]Идея дать оркестру имя Евгения Федоровича витала в воздухе. Уловил ее Марк Горенштейн.Я поначалу раздумывала. Конечно, можно вспомнить, как в последние годы жизни Светланова оркестр не очень лояльно с ним поступил, устроив свару.Но не хочется замыкаться на обиде. В конце концов, это были времена, когда царила страшная неразбериха, способная ввести творческих людей в ступор... А оркестр – это все-таки постоянная данность. Пройдут годы, будут меняться оркестранты, дирижеры – а имя Светланова останется.Так что сидеть и держать камень за пазухой было бы неразумно. Тем более что надо учитывать изначальность конфликта между дирижером и оркестром или режиссером и актерами.Я помню забавный случай, как еще в советские времена Элла Тихомирова, работавшая в Госконцерте, утрясала гастроли ГАСО. В одну из поездок Светланов никак не успевал вписаться. И тогда директор оркестра Александр Плетцер, впрочем, очень дельный человек, на полном серьезе сказал: «Ну, если Евгений Федорович не поедет, мы поедем без него… Госоркестр есть Госоркестр – какая разница, кто стоит за пультом!» У Эллы отвалилась челюсть: «Вы что, действительно думаете, что ваш Госоркестр без Светланова кому-то нужен?!» Молодой наглец Считается, что Светланов проработал в Госоркестре 35 лет. Но если считать с первого прихода – то более сорока. А пришел он в него очень оригинально.Его любимый профессор Александр Васильевич Гаук старался привить профессиональные навыки своим самым любимым ученикам в хороших коллективах.Так и Светланова он однажды впервые пригласил продирижировать Госоркестром, где в то время были собраны сплошь выдающиеся музыканты.Светланов был человек энергичный, по молодости лет наглый – начал гонять оркестрантов в хвост и в гриву: делать замечания, возмущаться, проявлять нетерпение. Корифеи посмотрели-посмотрели на этого нахального мальчишку – и после первой же репетиции собрали худсовет, который постановил: чтоб ноги этого мерзавца тут больше не было! А оно потом вон как обернулось…[b]Маленький музейчик[/b]На Новоалексеевской есть Детская школа искусств, которой еще при жизни Евгения Федоровича было присвоено его имя. Кстати, по инициативе музыкантов Госоркестра, которые там преподавали.Евгений Федорович в школу с удовольствием наведывался, знакомился с ребятами, они подарили ему прекрасную картину.Школа ему казалась очень симпатичной, тем более что там создали трогательный музейчик. Он с огромной гордостью говорил: «Боже мой, какое счастье, я уйду, а школа останется. Можно умирать спокойно. Моя фамилия будет хоть как-то обозначена помимо того, что я когда-то махал руками».[b]Светлое имя для лучшего зала[/b]Бесконечную благодарность надо высказать Людмиле Ивановне Швецовой, которая первая подала идею назвать именем Светланова большой, главный зал Московского международного дома музыки. И Володе Спивакову, который идею действенно поддержал.А я передала в дар Дому музыки бюст Светланова работы Аникушина, это его последнее творение. Ему самое место в роскошном интерьере ММДМ.[b]Роковой Станиславский[/b]Конечно, я мечтаю, чтобы именем Светланова назвали московскую улицу. Это было бы справедливо. Сейчас редко можно обозначить истинного москвича. А Евгений Федорович не просто родился в Москве, он прожил и проработал здесь всю свою жизнь, он обожал этот город.Но… существуют какие-то циркуляры. Доску на доме можно повесить только через 5 лет после смерти. Улицу назвать – через 10. Почему – я не знаю. И я даже не знаю, к кому обращаться.Я тайно мечтала о Малой Коммунистической в районе Таганки – на этой улице Евгений Федорович родился. Рядом есть еще Большая Коммунистическая, и я подумала, что, может быть, коммунистам достаточно было бы оставить Большую, а Малую можно отдать и Светланову.Но… по иронии судьбы, мы живем на улице Станиславского, которой сейчас вернули дореволюционное название Леонтьевский переулок, а улицей Станиславского назвали… именно Малую Коммунистическую! Так что мои мечты разбились в пух и прах. Увы, теперь я не могу настаивать.[b]Сбор в Люксембурге[/b]Конкурс дирижеров имени Светланова задумывался давно. Было бы весьма резонно сделать его в Москве. Но я смотрю на вещи реально.Сегодня у нас люди, располагающие деньгами, воспитаны в странной эстетике. Они смотрят дурацкий телевизор, который с утра до вечера смеется, танцует и поет. Мне даже вспоминается притча о том, как во время татаро-монгольского ига хан посылал за данью. Пока русский народ в ответ плакал и рыдал – ее продолжали собирать: мол, значит, есть еще что взять. А вот когда народ стал в ответ смеяться – значит все, больше нечего… Это я к тому, что под попсу спонсоры деньги дадут легко, но под конкурс дирижеров, который в сто раз полезней и нужнее, – никогда. Даже Конкурс Чайковского, который имеет богатые традиции, с каждым годом проводить все труднее, и спонсоры находятся скорее за рубежом.Даже если мы напряжемся и пойдем валяться у спонсоров в ногах – на один, на первый конкурс они, может, и дадут. А на второй? Уверяю вас, его судьба повиснет в воздухе! Поэтому конкурс дирижеров имени Светланова пройдет там, где у него есть будущее, и, я уверена, каждые 2–3 года он будет повторяться, – в Люксембурге. В жюри войдут крупнейшие дирижеры с мировыми именами.Кстати, по той же причине Интернет-сайт Светланова создали не в России, а во Франции. Там нашлись люди, восхищенные Светлановым, которые разработали сайт, талантливый и интересный, он зажил своей жизнью.Если создавать его в России – этим пришлось бы заниматься непосредственно мне самой. А для меня компьютер – нечто вроде пишущей машинки, не более.[b]400 страниц обо всем понемногу[/b]Вот я и написала книжку. Сейчас уже спокойно могу сказать, что она выходит в издательстве «Театралис», сотрудничающем с Большим театром. Я очень благодарна и театру, и его директору г-ну Иксанову, который дал деньги. В середине лета она уже, наверное, выйдет.Называется книга «Неожиданный Светланов». Страниц 400, с фотографиями. Она необычная. Показывает Евгения Федоровича таким, каким его никто не знал. Он же был в высшей степени неординарный человек.Музыкантских вещей я не особенно касаюсь. Разве что в главе «Любите ли вы Брамса» – где пишу о том, как он представлял в Москве совершенно неизвестные здесь сочинения западных классиков. Другие главы называются, например, «Наши братья меньшие», «Сортавала, любовь моя»; пишу я и о его пристрастиях, и о его хворях… Есть глава «Много ли человеку надо».– И много ему было надо?– Почитаете…[b]На илл.: [i]Светлановский ГАСО был первым советским коллективом, принятым на гастроли в США после 10-летнего перерыва, связанного с афганской войной. Давал всего четыре концерта. Один из них – в Вашингтоне. Светланов, непременно осматривавший все достопримечательности на гастрольных маршрутах, попросил сфотографировать его на фоне Белого дома. Причем в платке-подарке, придававшем ему ковбойский вид.Фото из семейного архива.[/b][/i]

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.