пт 18 октября 17:23
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Такая разная Европа

Такая разная Европа

В кинотеатре «Иллюзион» уже в восьмой раз проходит Панорама документального кино стран Евросоюза

[b]Без политики[/b] На Кипре из века в век сохранялось уникальное искусство изготовления женских головных платков. Об этом можно узнать из кипрского документального фильма «Последний мастер дел платочных». А популярнейшее место отдыха европейцев – берега Эгейского моря – оказывается, подвергается самовольной застройке. Греческие кинематографисты бьют тревогу в «Голосе Эгейского моря». Но итальянцы озабочены совсем другим. Можно даже сказать – просто озабочены: в свободное время только и делают, что ищут в Интернете идеального партнера. Для секса? Для совместной жизни? Или просто сходить вместе в ресторанчик теплым римским вечерком? Наблюдающие за ними киножурналисты выносят в заголовок главный вопрос: «Это любовь?» Не то в Португалии: там работают великолепные скульпторы, любимцы молодежи, так что если журналисты спросят их о каком-то немыслимом конфликте поколений, мэтры просто вытаращат глаза… Фильмы снова заставляют подумать о том, насколько наша отечественная кино- и теледокументалистика накренилась в сторону политики (если речь идет о расчете с тоталитарным прошлым) или желтизны, когда режиссеры тщательно восстанавливают биографию угасшей звезды. Таково действие свободы, обретенной недавно, – осуждать не будем. Тем более что в стремлении рассчитаться с тоталитаризмом коллеги из стран – недавних членов Варшавского договора обращаются к тем же проблемам с тем же пафосом. [b]Поляки 60-х[/b] Фильм польского режиссера Мачея Дригаса «Один сентябрьский день» длится всего час. Но за это время проходит вся хроника обыденной жизни в советской Польше – «схвачен» один день осени 1962-го, включающий в себя так много! И энтузиазм масс, на поверку оказывающийся показной пропагандой властей. И аресты инакомыслящих, и трудный быт первых стиляг, смело подражающих Западу в период, когда отношения с Америкой накалились до предела из-за Кубы. Как много может документалистика! Фильм Дригаса состоит из обрывков старых телепередач, официальной хроники, внутренних киноархивов варшавской полиции – все вместе образует картину, органичную в своей эклектичности. [b]Кто ограбил великий банк?[/b] Название румынского фильма режиссера Александру Саломона похоже на гибрид несоединимого – заголовка прохановской газеты «Завтра» с названием голливудского боевика. «Великое ограбление коммунистического банка» получило уже несколько престижнейших премий: во Франции, Испании, на румыно-венгерском кинофестивале. Необычно даже его построение. Это «фильм в фильме», реконструкция реконструкции. Летом 1959 года в Румынии был ограблен единственный в стране банк. Ограбление дерзкое и умелое – и это в стране, которая гордится спокойствием своих улиц, так что инкассаторам, попросившим охрану, правительство спокойно отвечает: «Кому это, по-вашему, в социалистической Румынии придет охота вас грабить? Не забывайте, что мы не в Америке!» И вот ограбили. Виновников не могут найти. А когда правительство ставит министерству внутренних дел ультиматум – во что бы то ни стало найти преступников к очередному великому коммунистическому празднику, запускается преступный сталинский механизм террора, обращенного против собственных граждан. Арестовывают группу интеллигентов еврейского происхождения, организовывают показательный процесс против сионизма в Румынии… А с пропагандистской целью всю историю их задержания и допросов указанием правительства велено снять на пленку. Арестованных везут в их давно опечатанные квартиры, снимают на камеру. Потом – суд, на котором несчастные узники, полагающие, что за «чистосердечное раскаяние» им скостят срок, клеймят сами себя за несовершенное преступление… Через неделю их расстреляли. А скороспелый фильм-агитка широко демонстрировался в Румынии. И только спустя почти полвека режиссер нового поколения критически реконструировал эту отвратительную киноинсценировку, на которой сделал себе карьеру один из так называемых мэтров кино социалистической Румынии Вирджил Калотеску. [b]У кого – футбол, у кого – безработица[/b] Как все-таки несхожи проблемы у «евросоюзников» Востока и Запада! Румынское воссоздание позорного показательного процесса конца 50-х, безработица в нынешней Словакии, польские и балтийские исследования драматичного проникновения прошлого в современность… И все это на фоне благополучной документалистики о женской футбольной сборной в нынешней Германии, исторического эссе о спасении шедевров испанской живописи в 40-е годы, фильма об истоках британской поп-музыки… Может показаться, что Евросоюз пытается соединить несоединимое. Но ведь он и создавался для того, чтобы общими гуманистическими ценностями связать страны с разным прошлым и несхожими ментальностями. [i]Фестиваль продлится до 30 мая[/i]. [b]На илл.: [i]Польша 40 лет назад в фильме «Один сентябрьский день».[/b][/i]

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит