сб 19 октября 06:00
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

«Картин немного, но все – первые номера»

«Картин немного, но все – первые номера»

В Третьяковку привезли «Шедевры музея Орсе»

[b]Выставка в помещении Третьяковки на Крымском Валу – подарок Франции к юбилею галереи. И еще – возвращение «долга»: в конце прошлого года в Орсе проходила выставка «Русское искусство второй половины ХIХ века» из собрания ГТГ. Говорят, пользовалась бешеным успехом.[/b] В Париже было около ста работ из России. В Москву из Франции привезли 55 – 38 картин и скульптуру. Зато каждый объект – шедевр: таково было непременное условие экспозиции. Здесь и «Золотой век» Огюста Родена, и «Балкон» Эдуарда Мане, и «Звездная ночь над Роной» Винсента Ван-Гога… Есть от чего закружиться голове. Но в то же время вещей не так много, чтобы окончательно эту часть тела потерять. Может, и хорошо, что выставка небольшая: картины развешаны неплотно, так, чтобы у одной стены не собиралась большая толпа. Многие холсты не покрыты стеклом. Для нас это необычно, а для Орсе – норма. Между прочим, довольно приятная для посетителей: картину можно рассмотреть получше, поверхности не бликуют. Здесь есть то, что в России никогда не выставлялось, – например, «Галатея» любителя мифологии Густава Моро. Малоизвестна у нас картина «Пейзаж с веером» Поля Гогена. Немногие знакомы и с его керамикой; между тем сам художник одной из своих работ под названием «Овири» (Дикарь) завещал даже украсить собственное надгробие. Сейчас на его могиле стоит копия этой фигуры в бронзе, а подлинник привезли в Москву. Редкость для нас и скульптуры Эдгара Дега. Впрочем, что в Первопрестольной уже видели, а что нет, может, не так уж и важно. Потому что на пейзажи Клода Моне, Камиля Писсаро или «Этюд» Ренуара можно смотреть бесконечно, и при этом настроение неизменно будет весенним, какие бы бури ни бушевали за окном. Сверхзадачей организаторов было отразить диалог двух культур – российской и французской. В конце ХIХ – начале ХХ века (именно к этому времени относятся шедевры Орсе) он разворачивался особенно бурно. В это время начал собирать коллекцию зарубежных полотен младший брат Павла Третьякова, Сергей. В ней были работы Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи, Гюстава Курбе, Жюля Бастьен-Лепажа… «Картин немного, но все – первые номера», – охарактеризовал это собрание Алексей Бахрушин. Русские художники подпитывались идеями от французских собратьев. Выставка на Крымском открывается «Сенокосом» Бастьен-Лепажа – им когда-то восхищались Серов и Нестеров. Пюви де Шаванн (в экспозиции его «Девушки на берегу моря») вдохновлял Кузьму Петрова-Водкина и лидера символистов Виктора Борисова-Мусатова. Скульптор Анна Голубкина называла своим учителем Родена. В интерьер выставки органично вплели фотографии интерьеров Орсе. Даже странно подумать, что еще два десятка лет назад его шедевры приходилось разыскивать в разных парижских галереях. А старинный вокзал 1900 года, где расположен музей, в середине прошлого века вообще хотели снести за ненадобностью. Краткий экскурс в историю музея на вернисаже провел его директор Серж Лемуан. Именно этот человек решился на героический поступок: отдать шедевры в Россию накануне летнего туристического сезона. Ведь для многих гостей Парижа Орсе – номер два после Лувра, и летом он не успевает принимать посетителей. Наплыв любителей искусства ожидается и на экспозиции на Крымском Валу. Поэтому здесь опять ввели «четверги допоздна». В этот день недели купить входной билет можно будет до 21.00. А ходить по залам разрешат аж до десяти часов вечера. [i]Выставка открыта до 17 июля[/i]

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?