втр 22 октября 17:44
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Дети феи Берилюны

Мосгорсуд выпустил из СИЗО виновника ДТП у «Славянского бульвара»

Как будут отдыхать россияне на ноябрьские праздники

Каховскую линию закроют на реконструкцию 26 октября

Появилось видео с места убийства двух человек в Новой Москве

Эдгард Запашный: Цирк для зоозащитников — инструмент самопиара

Синоптики предупредили о снижении температуры в столице

Названа доля семей, которым хватает средств на еду и одежду

Кинолог рассказал, чем лучше кормить собак

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Трамп объяснил, почему начали процедуру импичмента

Путешественники назвали способы борьбы с джетлагом

Чем опасно долгое использование смартфона

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Дети феи Берилюны

Русский символизм. «Голубая роза» в ГТГ

[b]В Третьяковке воссоздана атмосфера самой первой выставки знаменитого объединения – на Мясницкой, в доме фабриканта Кузнецова, где в марте 1907 года голуборозовцы впервые явили себя миру.[/b] Символизм в России начинался с Врубеля, Рериха, Нестерова и Головина. Пути властителей дум не были схожи, но каждый из них в творчестве базировался на книжной основе. Сделать главной составляющей живописи не литературу, а музыку удалось Борисову-Мусатову. Именно он подготовил переход ко второй волне символизма, представителями которой считаются члены «Голубой розы». Откуда взялось название объединения, точно никто не знает. Говорят о Художественном театре: в 1906-м в нем репетировали пьесу символиста Метерлинка «Синяя птица», а в другом переводе птица могла бы оказаться и голубой. Кстати, задача феи Берилюны из сказки Метерлинка была та же, что и у голуборозовцев: «зажечь потухшие глаза человечества». Вспоминают «Даму в голубом» Борисова-Мусатова. Рассказывают: в 1904-м в Саратове была выставка «Алая роза», в которой участвовали многие будущие представители «Голубой розы». Рассуждают о том, что роза, которой хватает и удивительного аромата, и острых шипов, – символ, всегда привлекавший мистиков. Де-юре «Голубой розой» именовалась только выставка. Дефакто творчество ее участников, среди которых были Кузнецов, Уткин, Сапунов, Сарьян, Рябушинский, Крымов, братья Милиоти, Судейкин и Фонвизин, переросло в художественное движение. Через него, как через чистилище, прошел весь русский авангард: именно голуборозовцы в живописи пытались уйти от изображения предмета. Главными в их картинах были не люди и не вещи, но настроение и эмоции. Неудивительно, что это объединение почитал Малевич. И неудивительно, что в советские годы наследие «Голубой розы» не жаловали и показывали. Задача нынешней выставки на Крымском Валу – наверстать упущенное. На нижнем ярусе экспозиции – символисты первой волны и Борисов-Мусатов, на верхнем – «Голубая роза». Увы, из 58 экспонатов, показанных в 1907-м, ныне демонстрируют только 12: остальные либо утеряны, либо не поддаются реставрации. Зато есть попытка передать атмосферу, царившую на легендарной выставке сто лет назад. Как и тогда, полы устланы коврами, стены выкрашены в синий цвет, а слух услаждает музыка – «Шехерезада» Римского-Корсакова и «Прометей» Скрябина. Перегородки в форме окон на втором этаже украшены зеленью. Кстати, из них открывается отличный вид вниз – на огромную картину Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля». Всего на двух ярусах около 140 работ, из них 60 предоставлены ГТГ, 12 – Русским музеем. Остальное – из собраний Саратова, Казани, Твери, Иванова. До столицы выставка побывала на фестивале «Европалия» в Бельгии. Там было чуть больше экспонатов, чем в Москве, – порядка 150 (некоторые из них принадлежали швейцарским коллекционерам, которые не дали везти шедевры в Москву). 11 картин – собственность четы Дудакова и Кашуро – из Брюсселя переместились прямиком на персональную выставку супругов в Музей личных коллекций. Зато на Крымском показывают 16 работ из Третьяковки, не подлежащих вывозу за границу, и одну – Петра Уткина – из собрания В. Н. Челомбиева. Символизм для европейцев – нечто иное, полное эротизма и мистики; в работах голуборозовцев больше яркой декоративности, простодушия, веры в мечту и поэзии русской природы. Однако в Брюсселе «Голубая роза» пользовалась успехом. Одна западная знакомая даже призналась куратору выставки Иде Гофман, что влюбилась в картины «поймавшего солнце» Сарьяна. «Да его работы можно вешать вместо лампы!» – воскликнула на вернисаже в Москве сама Ида Марковна – кстати, автор одной из лучших монографий по «Голубой розе». [i]Выставка открыта до 23 апреля[/i] [b]На илл.: [i]Михаил Врубель. Муза. 1890 г. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.[/b][/i]

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Все, что требует желудок, тело и ум

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга

Ирина Алкснис

Экология: не громко кричать, а тихо делать

Александр Лосото 

Бумажное здравоохранение