чт 17 октября 06:49
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Наши молодые львы не спасовали перед польскими зубрами

Наши молодые львы не спасовали перед польскими зубрами

Теперь и в Москве можно поваляться на травке и послушать джаз

[i]Итак — джаз на открытом воздухе, на пленэре. Мысль использовать только что отремонтированный «Эрмитаж» для фестиваля джаза оказалась гениальной: центр города, зеленая зона, тишина. Все, кто побывал в эти дни в «Аквариуме», убедились — звуки улицы в саду не слышны! Первый, прошлогодний фестиваль прошел явно не без помощи «высших сил». Ибо любой концерт на открытом воздухе всегда рискует: августовская погода в столице непредсказуема. В конце лета 98-го вовсю хлестали ливни, но первый фестивальный день оказался солнечным, а теплое вечернее небо — бархатно синим... И вот миновал год. Погода не подвела. Музыканты играли, аудитория кайфовала. При желании можно было выпить кофе, пива или даже рюмку «спонсорского» коньяка.[/i] Московский фестиваль в «Эрмитаже» — это три дня, пять концертов, шестнадцать коллективов. И даже некоторый международный оттенок: среди участников были группы из Украины, Туркмении и Польши. Вот украинская вокальная группа «Мен-Саунд». Вообще-то джаз — это почти всегда инструментал, хотя в генах его заложены вокально-хоровые спиричуэлс, то бишь религиозные негритянские песнопения. В звучании «Мен-Саунда» мы слышим и линию баса, и духовые, и ударные. Но все это — имитация. Аранжировки написаны так, что один певец изображает пиццикато контрабаса, другой — шелесты и звоны ударных, два-три человека — оркестровую фактуру, а ведущий солист — импровизацию («засурдиненной трубы» например). И весь состав ритмично прищелкивает пальцами — идеальный аккомпанемент при средних темпах. Все это удачно «подкрашено» звукорежиссером, объемно звучит. Несколько составов я бы объединил в одну «надгруппу», условно назвав ее «Молодые львы». Это 25-летние выпускники джазовых училищ и Гнесинки. Многие успели поработать за границей, поиграть с американскими звездами. Скажем, пять талантливых ребят из квинтета пианиста Ивана Фармаковского, квартет «пятиструнного» скрипача Феликса Лахути и трио «Версия Z» гитариста Игоря Золотухина, квинтет заслуженного мэтра барабанов Виктора Епанешникова. Когда в заключение фестиваля на сцену вышли именитые гости — польский квартет Walk Away, я почувствовал, что былого нашего отставания в джазе нет, как будто и не было никогда. Поляки были превосходны, но и наши «молодые львы» ни в чем им не уступали... Но это все традиция, «золотая середина». А где же новации, эксперимент? Чистого авангарда не было совсем. Хотя можно назвать группу с «лица необщим выраженьем» — квартет пианиста Андрея Кондакова. Это человек ансамбля, работающий не на себя, а на группу. Кондаков — «импровизирующий композитор». Он владеет формой, ее дыханием, пульсацией, пространством. И лепит композицию, как гончар или стеклодув, ощущая природу, фактурность вещества. Его музыка не болтлива. Он знает, когда надо остановить бег мысли. И еще одно наблюдение. Давно уже исчезло из джазового ассортимента «танцевальное» направление. В моде все больше был джаз интеллектуальный. А ноги, а танцевальные ритмы где? И вот, пожалуйста: если нравятся фокстроты и чарльстоны — диксиленды Льва Лебедева и Бориса Матвеева. Если современные танцы — «Трансатлантик» Сергея Чипенко. Сплав латиноамериканских ритмов с забойным черным фанком. Публика отплясывала с наслаждением. [b]Сами джазмены о прошедшем празднике высказались так: [i]Алексей Баташев, ведущий фестиваля, настоящий мужчина с бокалом: [/b] — Когда-то джаз играли в ресторанах, потом был концертный бум, теперь — джазклубы (в Москве их около десятка). И наконец — у нас есть фестиваль. Точно так, как в Нью-Йорке в Центральном парке есть вот такое «намоленное» джазовое место. Да и Россию бог не обидел — есть Обнинск, Ставрополь, Питер... Будет и Москва, тем более что «Эрмитаж» выглядит просто великолепно, а ЦПКиО уже давно стал так называемым Парком культуры. [b]Андрей Кондаков, стильный лидер питерского квартета: [/b] — Народ готов воспринимать летний джаз. В Питере на ступеньках Русского музея в Михайловском саду тоже проводилось что-то подобное — и люди очень хорошо реагировали. Конечно, звезды мирового масштаба нам не повредят. Москва и Питер отличаются всегда и во всем, но это здорово. Если бы я делал фестиваль, а я его буду делать в Днепропетровске в сентябре, я бы открыл двери абсолютно всем стилям и направлениям. У нас в Питере есть два профессиональных джаз-клуба. Может ли Москва похвастаться клубом, который работает каждый день и с разной программой, тридцать дней —тридцать эстрадных проектов? Игорь Бриль, пианист: — На прошлом фестивале не был, но этот мне нравится — свежий воздух, масса напитков, все на месте. Конечно, есть еще над чем думать, я бы ребятам пожелал как можно меньше коммерции в программе, побольше национальных корней в музыке. Скажем, туркмен-джаз «Нисса» — это здорово. [b]Сергей Манукян, «российский Эл Жарро», певец, клавишник: [/b] — Вообще все великолепно. Впрочем, здесь такие шашлыки, что слюна, я думаю, у духовиков не выделяется и играть не мешает... Самое главное, чтобы у нас в стране никогда не забывали про своих музыкантов, а иностранные приедут. [b]Алекс Ростоцкий, руководитель «Джаз-бас-театра» и организатор фестиваля: [/b] — Все это было не так просто, как кажется, когда народ уже сомлел на траве под солнышком. Фестиваль мы готовили полгода, но собрать музыкантов было просто, самое сложное — деньги. Конечно, фестиваль мы бы хотели сделать традиционным. Но пока денег на следующий год нет. Как видите, все очень банально. К тому же я мечтаю сделать фестиваль этнического джаза. Приеду из отпуска — начну писать этнопластинку, которая будет ключом этого проекта. Парфенов, Шилклопер там точно будут. Кстати, позавчера вышла моя двенадцатая пластинка (! — Ред.). Никаких толп поклонников я не жду. Придут двадцать человек в клуб — и ладно.[/i]

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше