втр 15 октября 10:05
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Шаги Командора в Театре Васильева

Шаги Командора в Театре Васильева

Премьера в «Школе драматического искусства» все-таки состоится

[b]Завтра в старом здании «Школы драматического искусства» на Поварской пройдет предпремьерный показ спектакля «Каменный гость, или Дон Жуан мертв». Два дня назад создатель театра Анатолий Васильев был смещен с поста художественного руководителя. Однако это не сказалось на творческих планах знаменитого на весь мир режиссера. Во всяком случае, на ближайших.[/b] Говорят, во время III Международной театральной олимпиады в Москве кто-то из европейских мэтров, побывав в свежепостроенном здании «Школы драматического искусства» на Сретенке (старались успеть как раз к Олимпиаде – и успели), воскликнул: мол, он другой такой страны не знает, где власти так любят художников. Однако со временем выяснилось, что любовь властей к художникам не мешает тем конфликтам, которые принято называть «имущественными». 28 марта Анатолий Васильев был уведомлен о своем увольнении с поста художественного руководителя «Школы драматического искусства». Вчера сотрудникам театра (в основном техническим работникам, работникам бухгалтерии и отдела кадров, которые оказались в здании на тот момент) был представлен новый художественный руководитель – Игорь Леонидович Габелко. По словам руководителя информационных проектов «Школы драматического искусства» Михаила Хохлова, до этого назначения Игорь Леонидович возглавлял аудиторскую компанию «Я. Н. С. Аудит». Театрального образования он не имеет, в «Школе драматического искусства» как зритель ни разу не был. «Я спросил его, собирается ли он реорганизовать театр один или с друзьями. Он ответил, с друзьями, – рассказал Хохлов. – В его функции входит разделение балансов обоих зданий. Но помяните мое слово, через год здесь будет просто жилое помещение для «малоимущих» граждан». Наши попытки связаться с новым худруком театра и пообщаться с ним на предмет его художественной программы или хотя бы административной деятельности пока ни к чему не привели. Скорее всего, это было связано с тем, что Габелко проводил переговоры с Анатолием Васильевым. Известно, что, познакомившись с новыми подчиненными, он отправился на Поварскую, где полным ходом репетируется «Каменный гость», несмотря на постановление московского правительства о конфискации этого здания у «Школы драматического искусства» для передачи его под проект «Открытая сцена». Отправился для того, чтобы предложить Васильеву занять должность главного режиссера, не предусмотренную в уставе театра. Иными словами – перестать распоряжаться финансами и хозяйственной деятельностью созданной им «Школы драматического искусства». Как стало известно «ВМ», это предложение Анатолий Александрович все же принял. Ведь на носу не только премьера «Каменного гостя», но и гастроли в Амстердаме, а затем – в Авиньоне, на одном из главнейших театральных фестивалей мира. Между прочим, там Васильев станет единственным русским участником. Честь, выпадавшая немногим отечественным театральным деятелям. И хоть на Западе имя Анатолия Васильева – это бренд, как бы ни называлась его должность, повезти на гастроли труппу и не сорвать международные обязательства можно только при финансовой поддержке государства. Кстати, на 21 апреля была запланирована другая премьера «Школы драматического искусства» – «Торги» Дмитрия Крымова. Здесь же идут его «Недосказки», которые выдвинуты на «Золотую маску» в номинации «Новация». Но «все меняется с такой чудовищной быстротой, что уже ничего нельзя сказать точно, – сказал корреспонденту «ВМ» Дмитрий Анатольевич. – Я не знаю, можно ли перенести эти спектакли на другую сцену. И дело тут не только в пространстве, замечательном самом по себе, но в той атмосфере человечности, в которой они смогли родиться. Здесь мы были абсолютно как дома. Это была атмосфера дружбы, хотя это слово, может быть, уже и кажется смешным. Скажем так – художественной дружбы». «Сложная ситуация вокруг театра «Школа драматического искусства» сложилась давно и развивалась несколько сезонов, – прокомментировал решение властей заместитель руководителя комитета по культуре правительства Москвы Андрей Порватов. – Сейчас принято решение о создании дирекции проекта «Открытая сцена» и размещении этого проекта на площадях Поварской. Такова традиция взаимоотношений московского правительства с театрами. Для наиболее значительных театров строятся новые здания, а старые – отдаются другим труппам. Так было с Et Cetera и в ряде других случаев. В случае с Театром Васильева было подсчитано, что площади, принадлежащие театру (а «Школе драматического искусства» принадлежат самые большие в Москве площади), используются неэффективно». «Мы составили план реорганизации театра, который предусматривал разделение баланса и создание двух самостоятельных организаций: «Школа драматического искусства», которая будет располагаться в здании на Сретенке – прекрасном, уникальном здании, построенном по собственному проекту Васильева, и «Проект «Открытая сцена», который займет здание на Поварской. Этот план, кстати, театр со своей стороны подписал и вроде согласился выполнить. Но никаких действий по его реализации не предпринимал. В итоге, когда прошли все сроки, город вынужден был вмешаться и принять такое экстремальное решение – на пост художественного руководителя театра, который занимал Анатолий Васильев, назначен другой человек, временная фигура, – не художественный деятель, а экономист и финансист Габелко. Это сугубо временная мера, которая нужна на период реорганизации. Разумеется, Игорь Леонидович не будет вмешиваться ни в какие творческие процессы, а займется исключительно административной деятельностью по реорганизации». Порватов намекнул и на то, что вопросы властей к Васильеву не ограничивались выполнением плана по передаче здания в другие руки: «В «Школе драматического искусства» существовали некоторые проблемы: какие-то были там непорядки, накопился букет хозяйственных проблем. Ведь не каждый художник может быть хорошим администратором. Многие худруки даже никогда не расписываются в документах и приказах. Так обстоит дело в «Ленкоме», в «Современнике». И сами же режиссеры этому рады, поскольку избавлены от необходимости вникать в чуждые им материи. Мы сами очень переживаем из-за того, как эта история складывается, но у нас никак не получается ладить с Васильевым и его командой. Вроде постановление было, и план, и все было подписано, но ничего не двигалось с места. Идет обмен какимито письмами: мы вам – колеса, вы нам– насосы, а воз и ныне там. Теперь все будет зависеть от слаженности работы администрации театра с Габелко. Но мы очень надеемся, что на творческой работе вся эта ситуация никак не отразится. И, по идее, нет никаких причин, чтобы отразилась. На деле все остается в прежнем виде, даже штатное расписание сохраняется – все работники театра на Поварской там остаются, только формально будут числиться в другой организации. По словам Порватова, власти «в последнюю очередь хотели бы нанести какой-то ущерб деятельности Васильева», но пока вопрос о том, останутся ли неизменными планы режиссера, остается нерешенным. К примеру, «Каменный гость» ставился именно для той сцены, которая вскоре уже не будет принадлежать «Школе драматического искусства».

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада