Пушкинский музей отправился в гости
23 ноября в столице открывается необычная выставка: Музей изобразительных искусств имени Пушкина представит свою коллекцию русского рисунка конца XIX- начала XX века в залах… Третьяковской галереи. Эскизы, графику и акварель Нарбута, Бакста, Репина, Ге, Сомова и других выдающихся художников, работавших на стыке веков, в таком количестве покажут чуть ли не впервые.
- Нечасто один крупный столичный музей показывает свои коллекции в помещениях другого. В чем же идея этой совместной выставки?
- Мы хотели показать «родственные» вещи Пушкинского музея и Третьяковки, соединить их в одном пространстве, - поясняет Олег Антонов, куратор со стороны ГМИИ, - идея в том, чтобы зритель, придя в Третьяковку, увидел русское искусство того периода в определенном контексте. Посмотрел эскизы Репина, Маковского, Врубеля, а потом прошелся по залам Третьяковки, и там уже увидел их живопись – то есть, более крупный формат. Еще одна причина - в этом году Пушкинский музей празднует столетие, наши площади заняты. И Третьяковская галерея согласилась принять выставку у себя, за что им спасибо.
Возможность сравнить процесс с результатом – одна из отличительных черт экспозиции. Любопытно взглянуть на привезенные из Пушкинского работы того же Михаила Врубеля.
- Один из эскизов к «Демону поверженному» собран из пяти частей, - рассказывает Антонов, - художник мучился, делая эту композицию, надставлял какие-то кусочки, переклеивал, нахлестывал по-разному. Яркий пример творчества как самоистязания… После можно перейти во врубелевский зал Третьяковки и сравнить с тем, что в итоге получилось!
В Третьяковке показывают и несколько эскизов к занавесу «Неаполитанская ночь» для Русской частной оперы Саввы Мамонтова. Набросок веток к знаменитой картине Шишикина «На севере диком…», написанной по мотивам стихотворения Лермонтова. Эскизы к «Сельскому крестному ходу на Пасхе» Василия Перова.
Выставка получилась камерной: рисунки из Пушкинского надо разглядывать в уединении, спокойно и вдумчиво. Куратор Олег Антонов поясняет:
- В собрании Пушкинского музея на самом деле не так много этюдов и эскизов, созданных для крупных произведений живописи. Взять, к примеру, рисунок Нарбута – силуэт, который стал визитной карточкой. Мы его поместили афишу и пригласительный билет. Это совершенно камерное графическое произведение. В основном у нас здесь графика, книжные иллюстрации рисовальщиков и акварелистов. То есть, тех, для кого эта «малая форма» была основной. И эта камерность, я считаю, придает нашей выставке дополнительное очарование.