Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Золотой век сюрреализма: 5 культовых фильмов Луиса Бунюэля

Развлечения
22 февраля 1900 года родился знаменитый испанский кинорежиссёр Луис Бунюэль.

Один из крупнейших представителей сюрреализма в мировой кинематографии, Бунюэль снял 33 фильма, многие из которых вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Провоцируя и шокируя, смешивая сон и реальность, прибегая к авангардным методам съёмки, режиссёр привлекал часть зрителей своим видением мира, часть – отталкивал излишним натурализмом. Никого из них он не оставлял равнодушным.

Луис Бунюэль Портолес появился на свет в небольшом сельскохозяйственном городке Каланда в семье зажиточного землевладельца. В детстве он обучался в иезуитском колледже и был ярым католиком. Однако, поступив в 1917 году в Мадридский университет, Луис подружился с молодыми бунтарями - Сальвадором Дали, Федерико Гарсиа Лоркой и другими. Он увлёкся идеями свободы и демократии, и отрёкся от религии, став её последовательным обличителем (так же, как и обличителем буржуазии). В 1925 году Бунюэль оказался в Париже, где и проявилась его страсть к кинематографу. Первое время он работал ассистентом авангардного режиссёра Жана Эпштейна.

"Вечерняя Москва" предлагает вам рассмотреть историю становления личности Бунюэля-режиссёра на примере пяти его фильмов.

"Андалузский пёс" (1929)

Переехав в Париж, Бунюэль сблизился с молодыми сюрреалистами: Луи Арагоном, Полем Элюаром и Сальвадором Дали. Вместе с последним он и снял свой дебютный 16-минутный фильм, ставший подлинным шоком для общественности. Фильм, основой сценария для которого стали два сновидения Бунюэля и Дали, был настоящим манифестом эпатажа и экстремального сюрреализма в искусстве. Ни сюжета, ни хронологии в картине не прослеживалось, более того, молодые люди условились: единственным правилом был запрет на "любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение". Ключ к разгадке символов виделся в психоанализе. Фильм столкнулся с бурной реакцией зрителей, которым становилось плохо прямо в кинотеатре от увиденных натуралистичных сцен жестокости. Чего стоила только сцена, в которой режиссёр разрезает девушке глаз опасной бритвой, или кадры, где женщина перекатывает по мостовой отрубленную руку. Долгое время картина был запрещена к показу в кинотеатрах.

[OBJ "Андалузский пес" (1929, на испанском языке)]

"Золотой век" (1930)

Второй фильм молодого режиссёра был снят в схожем ключе, по сценарию, написанному совместно с Дали, с которым после фильма Бунюэль разругался. "Золотой век" представляет собой набор абсурдных и бессвязных кадров, снятых в натуралистичной и жестокой манере. Кровь, насилие, негативный образ церковных служителей, человеческие скальпы, висящие на кресте – всё это вызвало негодование со стороны консервативной части общества. Была развёрнута целая кампания по полному запрету этого "порнографического" фильма и вскоре он был запрещён, а все копии конфискованы. Его художественная значимость была заново открыта только в 1979 году. Помимо "абсолютно искреннего лирического безумства", по оценке многих киноведов, фильм ценен тем, что в нём появляется немало сюрреалистов-друзей Бунюэля: Макс Эрнст, Поль Элюар, Валентина Гюго, Жак Брюниюс, Роланд и Валентина Пенроуз, а также сам Бунюэль.

[OBJ "Золотой век" (1930, на испанском языке)]

Далее кинобиография режиссёра развивалась довольно спокойно. В 1932 году он снял единственный свой документальный фильм - "Лас Урдес. Земля без хлеба", развернув перед зрителями унылую картину забытой Богом испанской провинции. После пары совместных с другими режиссёрами ходовых фильмов 1936 года, он пообещал себе, что больше не будет снимать кино. И целых 10 лет он не нарушал свой обет. Вместо этого Бунюэль устроился атташе по культуре республиканской Испании во Франции, содействовал постановкам антифашистских документальных лент. С началом гражданской войны в Испании режиссёр эмигрировал в США. Это случилось в 1939 году. В эмиграции он работал монтажёром в Голливуде, был сотрудником киноотдела Музея современного искусства в Нью-Йорке.

В 1946 году Бунюэль переехал в Мексику, где получил заказ на новые кинокартины ("Большое казино" и "Большой кутила"). Он снова начал снимать и снимал довольно продуктивно. За 15 лет, проведённых в Мексике, режиссёру удалось снять около 20 картин. Правда, многие из них были средними и не отличались оригинальностью. Но встречались среди них работы, в которых можно было прочесть неугасшие талант и мастерство Бунюэля. Так, фильм "Забытые" (1950), достоверно и реалистично рассказывающий о жизни мексиканских бедняков и бродяг, получил премию Международного Каннского кинофестиваля. Другими отмеченными призами фильмами мексиканского периода стали драма о вопросах веры "Назарин" (1958, приз в Канне); фантасмагорическая трагикомедия "Ангел-истребитель" (1962, Канны) и вольное религиозное житие "Симеон-пустынник" (1965, награда в Венеции). Но все эти фильмы, казалось, были прелюдией к великой работе режиссёра, снятой в родной Испании.

"Виридиана" (1961)

В 1960-е годы Бунюэль, наконец, получил возможность снять фильм у себя на Родине. Результатом стала "Виридиана" (1961), великая бунюэлевская картина, по мнению многих киноведов, его магнум-опус. Фильм, получивший "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, привёл в шок идеологов франкистского режима и Ватикан и был запрещён в Испании на долгие 16 лет. А сам режиссёр был отлучён от церкви. В фильме были затронуты такие темы-табу для франкистской страны, как инцест, суицид, насилие над женщиной, святотатство и шведская семья. "Покушаясь" на святые символы, устоявшиеся в консервативном испанском обществе на протяжении веков, режиссёр высказывал свою любимую мысль: зачастую "святая жизнь", проповедуемая католической церковью, основана на вытеснении естественных человеческих потребностей, которые могут вернуться в утрированной форме. Такие катастрофические последствия "святости" и показаны в фильме. С "Виридианы" началась волна успеха Бунюэля и почти все его последующие фильмы становились классикой.

[OBJ Фрагмент из фильма "Виридиана" (1961, на французском языке)]

"Дневная красавица" (1966)

Последующие фильмы Бунюэля, сохраняя свою сюрреалистическую изюминку, запретам не подвергались. Только в Советском Союзе была запрещена эта замечательная картина с Катрин Денёв в главной роли. Впрочем, изысканным и элегантным эротизмом этого фильма-сновидения сегодня уже никого не удивишь. Сны и реальность, визитная карточка Бунюэля, смешиваются в сознании прекрасной героини Денёв, щеголяющей в костюмах от Ив Сен-Лорана. Мазохистка по натуре, она ищет удовлетворения своих тайных страстей в публичном доме, где работает днём, чтобы не обижать внимательного и любящего мужа, неспособного на истязания супруги. В 1966 году фильм получил Гран-При Международного Каннского Фестиваля.

[OBJ Трейлер фильма "Дневная красавица" (1966, на французском языке с английскими субтитрами)]

"Скромное обаяние буржуазии" (1972)

Фильм продолжил начатую тематику ленты-сновидения, параллельно изобличая пороки "обаятельных" буржуа, поглощённых культом еды. На протяжении всего фильма герои безуспешно пытаются пообедать вместе, но постоянно попадают из одного сна в другой. Бунюэль продолжает, как и полвека назад, петь гимн абсурду буржуазной жизни, извечной амбивалентности людей и времени, мириадам условностей и правил, царящих в мире, которые в одно мгновение могут извернуться наизнанку. В 1972 году "Скромное обаяние буржуазии" получил "Оскар" как лучший иностранный фильм.

[OBJ Трейлер фильма "Скромное обаяние буржуазии" (1972, на французском языке)]

Тем временем у Бунюэля прогрессировала глухота и он стремительно терял зрение. Ему было уже за 70, но он продолжал творить свой сновиденческий мир. И его последние работы были прекрасны, как воздушный сюрреалистический сон, в котором герои могли обернуться кем угодно: святые – грешниками, а ангелы - бесами. Так это было с героиней "Тристаны" (1970) в исполнении Катрин Денёв, превратившейся из кроткой жертвы в циничного монстра. Так безумно рушились условности привычного мира в "Призраке свободы" (1974). Такой гимн абсурда и двойственности женской натуры был пропет и в последнем фильме мастера "Этот смутный объект желания" (1977). 29 июля 1983 года Луиса Бунюэля не стало - он скончался в Мехико от сердечной, печёночной и почечной недостаточности.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.