Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Разрушение красоты по Достоевскому

Сюжет: 

Телевидение
Развлечения
Разрушение красоты по Достоевскому
Лукьянова Элеонора / Фото: Игорь Ивандиков , «Вечерняя Москва»
О том, что экранизировать «Бесов», вернее, «поставить» их в театре, невозможно, люди жаловались еще во времена Достоевского. Причем писали они об этом автору напрямую.

Роман Федора Михайловича Достоевского режиссер Владимир Хотиненко уместил в четыре часа и разбил фильм на серии. В титрах ленты фамилия Достоевского фигурирует в списке сценаристов наряду с Хотиненко. Понять такую задумку авторов проекта можно — это не коммерческий ход (хотя и он тоже), но все же этот факт вполне соответствует правде.

Действие фильма действительно разворачивается в конце XIX столетия, в губернском городе N. А в диалогах героев картины нередко проскальзывает не претерпевший изменений, подлинный текст Достоевского. Правда, есть место и вымыслу.

В «Бесах» Хотиненко появляется новый персонаж — следователь Горемыкин, которого играет Сергей Маковецкий. Именно Горемыкину предстоит расследовать дело убийства Ивана Шатова. Собственно, с этого расследования и начинается повествование фильма, в отличие от книги. По сути, режиссер превращает роман Достоевского в своего рода детектив, где количество неизвестных растет по мере того, как следователь допрашивает все новых и новых жителей города.

По ниточке Горемыкин выходит на недавно вернувшихся из Швейцарии Николая Ставрогина (Максим Матвеев) и Петра Верховенского (Антон Шагин). Впрочем, изменяя последовательность событий, Хотиненко не меняет главного смысла романа. Режиссер пытается воссоздать ту атмосферу «смутного времени», складывая картинку будто пазл, не забывая о деталях, которые на первый взгляд кажутся незначительными.

Хорошо подобранная натура — фильм снимали в Костроме — там еще сохранились старинные улочки — и в Москве — на Крутицком подворье. Органично вписывающиеся в декорации того времени актеры — видно, что проводился тщательный кастинг даже среди актеров массовки. Но особым ингредиентом в этом «коктейле» стало, пожалуй, чрезмерное количество крупных планов. На них сняты почти все диалоги и монологи — порой создается ощущение того, что герой ведет беседу непосредственно со зрителем. Накал страстей, температура возрастает — у актеров нет ни малейшего шанса сфальшивить. Видно каждую ухмылку Верховенского (Шагин), так что даже без слов можно понять его подлый характер, а Максим Матвеев настолько органично вжился в роль Ставрогина, что, наблюдая за ним, начинаешь сочувствовать и пытаешься понять, что движет этим героем, прочувствовать, услышать, что его терзает. Кстати, еще об одной «выдумке» Владимира Хотиненко. Его Николай Ставрогин увлекается энтомологией. Он запирается у себя в кабинете и может дни на пролет проводить с бабочками: разглаживать их крылья, прикреплять английскими булавками на стенды и любоваться. Ставрогин одновременно восхищается этими хрупкими созданиями и разрушает их красоту. Параллели здесь с главной мыслью, которую хотел донести до читателя Федор Достоевский, более чем очевидны…

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Владимир Хотиненко: Люди все ближе подходят к краю

Режиссер мини-сериала «Бесы» Владимир Хотиненко рассказал корреспонденту «ВМ», почему при экранизации романа Федора Достоевского не стал переносить действие в настоящее время. Мы переносили нашу встречу несколько раз - в преддверии премьеры картины у Владимира Хотиненко дни расписаны по минутам. Оно неудивительно, ведь лента стала самой ожидаемой премьерой сезона...

- Владимир Иванович, в последнее время появилась тенденция, когда при экранизации классики действие, описанное в книге, переносят в декорации современного мира. Почему при создании «Бесов» вы оставили героев в том времени, о котором повествует Достоевский, в конце XIX столетия?

- Я вообще не понимаю эту тенденцию. Ведь мы, создатели, сразу столкнулись бы с тем, что возникла бы необходимость переделывать Достоевского, и даже не сюжет, а его язык. При этом условии возникает вопрос: «Зачем нужен Федор Михайлович?» Ведь с тем же успехом можно написать свою историю. Без языка, без диалогов Достоевского пропадает весь смысл. Да, мы внесли некоторые изменения в текст, но это было сделано для облегчения восприятия произведения зрителем (далее...).

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.