Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Молодость приходит с годами

Развлечения
24 октября государственному театру «Сатирикон» имени Аркадия Райкина исполняется 75 лет! Несмотря на солидный возраст это удивительно молодой театр, обладающий уникальной труппой, которой подвластны все жанры — от трагедии до водевиля. На театральных подмостках «Сатирикона» зрители могут увидеть работы лучших режиссеров страны, насладиться тонкой и выразительной игрой актеров.

С каким настроем встречает юбилей один из самых популярных театров столицы? Об этом «Вечерней Москве» рассказал художественный руководитель «Сатирикона», народный артист России Константин Райкин.

ИТОГИ ПОДВОДИТЬ НЕ СОБИРАЕМСЯ

— Константин Аркадьевич, 75-лет для театрального коллектива — это много или мало? У вас есть ощущение некоего рубежа?

— Нет, никакой это не рубеж. Поскольку мы находимся на дистанции, то и пафос момента нам не очень свойственно ощущать. Сейчас мы выпускаем две премьеры на большой и на малой сцене, но это, я бы сказал, плановая работа. Я уже 27 лет руковожу этим театром, и у нас ни разу не переносился  назначенный день премьеры. Мы в этом смысле высокопрофессиональный коллектив. И никаких итогов подводить не собираемся. Просто устроим в свою честь вечер в большом зале, сами себя порадуем собственным выступлением. А называться этот вечер будет «Молодость приходит с годами». Это выражение я услышал от Леонида Осиповича Утесова. Он мне однажды сказал: «Имей в виду, старик, молодость приходит с годами».

Конечно, 75 лет для театра это много, но при этом коллектив у нас молодой, средний возраст артистов — 30 лет. Вообще, здесь самый старый человек это я. А любой следующий по возрасту уже сильно моложе меня. Очень много молодежи, все время приток кадров, я беру в труппу своих учеников.

— Два года назад вы открыли свою школу сценического искусства. Для чего? Чтобы выпускники говорили:  мы — ученики Константина Райкина? Или вас не устраивало качество преподавания в театральных институтах?

— Просто, на каком-то периоде своего взросления театр, если он правильно развивается, начинает нуждаться в своей студии, где воспитываются свои кадры. При «Современнике» была студия, при многих других театрах — это естественный этап развития театрального коллектива, его взросления. Я много лет преподавал в Школе-студии МХАТ, выпустил три курса. Это огромный опыт, он меня многому научил. До этого преподавал у Олега Павловича Табакова в том коллективе,  который потом стал «Табакеркой». Так что у меня накопилось достаточно опыта преподавания и знаний, чтобы организовать свою школу при театре.

— Вы довольны своими студийцами?

— Есть свои сложности, но ребят, которые обучаются актерскому ремеслу, я перевел на второй курс. Это очень талантливая компания, на которую я в будущем очень рассчитываю. Они приехали из разных регионов страны, из городов и сел, и я с ними занимаюсь. Есть у нас и другие факультеты, где готовят художников, звуковиков, заведующих постановочной частью и так далее.

— Ваши коллеги по театральному цеху отзываются о вас с большим уважением. Говорят, что вы очень бережно относитесь к драматургии, не позволяете себе вольно обращаться с классическими произведениями. Это ведь не совсем типично для театрального цеха?

— Я привык с уважением относиться к авторам, которых мы берем. Кроме того, я считаю, что зритель, глядя классическую пьесу, должен обязательно что-то узнать о себе, о своей жизни. Поэтому как раз я за то, чтобы классика звучала современно, чтобы мы не показывали какую-то музейную драму из старинной жизни, а рассказывали зрителю про него самого.

— Выбирая пьесу для постановки, вы стараетесь найти то, что нигде больше не идет?

— Нет, у нас идет много того же, что и повсюду — «Ромео и Джульетта», «Король Лир». Меня никогда не пугала известность пьесы. Потому что если ты искренне полюбил какое-то произведение, даже если его любят многие, твоя любовь все равно в этом смысле уникальна. Если ты не стараешься сделать, не как у  других, а искренне высказываешься по поводу этого произведения, то спектакль все равно будет оригинальным и непохожим на других.

УСПЕХ СЛУЧАЙНЫМ НЕ БЫВАЕТ

— Можно заранее просчитать, будет ли постановка  иметь успех у публики или нет?

— Гарантировать успех спектакля никто заранее не может. Мы стараемся что-то просчитать, но это может быть верный расчет и неверный. Могут быть ошибки. Поэтому, когда заранее начинают продавать шкуру неубитого медведя — в этом есть всегда некое жульничество. А еще я думаю, что успех никогда не бывает случайным. Знаете, говорят: ну, ему повезло! Везет всерьез только тем, кто этого заслуживает. И успех настоящий приходит к тому, кто его достоин. Как и в жизни. Господь ставит тебе какие-то препятствия и смотрит, как ты их преодолеешь и преодолеешь ли. И в зависимости от этого, либо награждает тебя, либо наказывает.

— У «Сатирикона» сформировался свой творческий почерк, свое собственное лицо. Насколько это лицо похоже на своего руководителя?

— Во-первых, я не один здесь ставлю. У нас, например, много ставит замечательный режиссер Юра Бутусов. Ставили спектакли Роберт Стуруа, Валерий Фокин, Володя Машков, Лена Невежина, Петр Наумович Фоменко. Эти спектакли носят отпечаток их индивидуальности. При этом, конечно, приглашал их я по соображению какого-то творческого родства. Но каждый худрук все равно делает театр по своему образу и подобию, поэтому, конечно, в какой-то степени «Сатирикон» носит черты моей индивидуальности.

— Когда вы ставите спектакль как режиссер и участвует в нем как актер, вам удается избавиться на сцене от режиссерского самоконтроля?

— Я никогда не играю в собственных постановках. Если я занят как артист, значит, спектакль ставит кто-то другой. Я хорошо учился актерскому делу в институте. А, кроме того, как артист работал с замечательными режиссерами. И играя в их спектаклях, у них учился. У меня будь здоров учителя!

— На сцене вы такой легкий, раскованный, уверенный в себе, а было время, когда вы испытывали зажим?

— Во-первых, профессия мне нужна для того, чтобы преодолеть неуверенность в себе. Я очень неуверенный и стеснительный человек - так уж устроен. На сцене я произвожу другое впечатление, но это потому, что я профессионал.

— Я видел вас в «Ричарде Третьем», вы играли с таким увлечением, темпераментом, энергией…

— Просто я занимаюсь любимым делом. А когда мы влюблены, мы брызжем энергией, мы все  успеваем, мы все свое время проводим у предмета своей любви. Мы же не жалуемся на вялость. Вялая любовь — мне как-то это мало знакомо. Мы же не берем отгулы, не говорим: родная, я тебя очень люблю, но сегодня у меня выходной. Наоборот, как только у нас есть свободная минута, мы несемся к ней, а она, если влюблена, к нам. Так и здесь: я просто очень люблю дело, которым занимаюсь, и ничего более интересного не знаю.

— Не могу себе представить, где можно увидеть Константина Райкина вялым и апатичным?

— На отдыхе. Когда я куда-нибудь уезжаю из страны на недельку, то бываю вялым: медленно разговариваю, неторопливо двигаюсь. Но потом начинаю скучать, адреналин-то надо куда-то девать.

— Вы практически перестали сниматься в кино. Нет интересных ролей или вы вполне удовлетворены работой в театре?

— Если я перечислю свои роли в театре, то, возникает вопрос: что равновеликое мне может предложить кино? Понятно, что кино — это деньги, слава. Но я  уже взрослый, и давно понял, что это не самое главное в жизни. Есть вещи важнее, чем узнаваемость и все такое прочее. Существуют какие-то глыбы мастерства, есть высоты и глубины  в твоей профессии - этим очень интересно заниматься. Поэтому мне некогда сниматься в кино. Мне действительно так интересен театр, что ничем другим уже заниматься не хочется. А в кино я хожу просто как зритель, и мне иногда бывает очень интересно.

МОСКВА — ЭТО ТЕАТРАЛЬНАЯ МЕККА

— Как вы думаете, Москву можно назвать театральной столицей России?

— Можно назвать, можно не называть — но, это, безусловно, так и есть. Москва — это театральная Мекка, а Россия — это театральная империя, где много всего интересного.

— Вы  успеваете следить за театральным процессом? Многие считают, что современный театр в погоне за кассой, сделал сильный крен в развлекаловку?

— Про театр всегда говорили, что он стал поверхностным, что он переживает кризис. Сколько я этой профессией занимаюсь, столько я это слышу. Мне на эту тему говорить легко и просто. Я хожу по театрам очень много, и знаю, что в Москве всегда есть замечательные спектакли. И могу подсказать, куда сходить,  что посмотреть. Сам хожу и смотрю, и к нам приглашаю. Я считаю, что надо хорошо делать свое дело, и не слушать сенсационные заявления.

— Как вы относитесь к переквалификации театров в культурные центры — с ресторанами, кинозалами…К тому, например, что делает Кирилл Серебрянников в «Гоголь–центре»?

— Это мне не очень близко, но это не значит, что этого не должно быть. Кира очень талантливый человек у него есть свои представления о театре. Я к этому отношусь с интересом. Есть вещи, которые мне не нравятся. Мне не нравится, что артисты сидят вместе со зрителями в буфете, а после спектакля выходят и едят с ними. Я считаю, что это убивает таинство театра, и некую загадочность, которая должна быть - об этом говорил в свое время Станиславский. Я в этом смысле человек более традиционный. Но Кира считает, что надо так — пусть будет так. У нас же не одни центры, у нас и центры, и театры — я за многообразие.

— Вы 27 лет работаете худруком театра. Что вам пришлось преодолеть в себе за это время?

— Это вообще трудная должность, все время что-то преодолеваешь. Многие качества мне пришлось развивать в себе. Потому что, когда ты актер — это одна степень ответственности. Когда ты становишься худруком — это другая степень ответственности и другая нагрузка. При этом ты остаешься играющим артистом. А еще начинаешь ставить, вести техническую и  организационную работу. Все это требует большей решительности, большей жесткости в каких-то вопросах. Ты в какой-то степени командир. А командир должен обладать рядом качеств, иначе у  него ничего не получится. Если они в тебе не развиты, значит надо их развить. У нас в театре, например, все  работают на контракте. Контрактная система дает возможность избавляться от «балласта».

— Вы сами объявляете актерам об увольнении?

— Я кого-то прошу уйти, кто-то уходит сам, потому что работать у нас тяжело. Я их предупреждаю заранее, помогаю им устроиться в другие места. Как потом выясняется, это бывает животворно не только для театра, но и для самих артистов. Ты им даешь возможность не засиживаться, не терять квалификацию, а дальше двигаться, продолжать свою творческую жизнь.

— В общем, вам приходится быть немножко диктатором?

— Да, можно быть мягким и добрым диктатором, но надо уметь вызывать страх, а не только любовь. Эти чувства — любовь, уважение — должны, наверное, преобладать в творческом коллективе, но на одной любви тоже ничего не построишь. Надо чтобы тебя побаивались, боялись быть уволенными, отруганными, распеченными.

НЕДОСТАТКИ — ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВ

— Представляю, как настрадались от вашего деспотизма ваши домашние женщины…   

— Мои домашние женщины — это члены моего коллектива. У меня очень плавный и незаметный переход от личной жизни к работе. Это так диффузировало одно в другое, что понять, где кончается театр и начинается моя личная жизнь практически невозможно.

—  Хорошо вы устроились!

— Я устроился хорошо, но от этого можно сойти с ума. Другой бы не выдержал, давно бы уже застрелился. Отдыха нет. В театре я не могу отдохнуть от своей частной жизни, а  дома не могу  отдохнуть от театральных проблем.  В некотором смысле это сумасшествие.

— Ваша дочь тоже актриса, она много и  успешно играет в «Сатириконе». Советуется  ли она с вами, когда работает над ролью?

— Что значит, советуется — не советуется. Когда я с ней работаю как с актрисой, которая занята у меня в спектакле, она обязана слушать мои замечания. Никаких родственных связей я не учитываю. Она выполняет определенные требования, выслушивает претензии, похвалы, которые заслуживает — как и все. Если она не будет подчиняться, то ей мало не покажется, и она это прекрасно знает. Когда она работает у других режиссеров, я могу ей что-то подсказать, но тут мой голос совещательный, потому что надо слушать режиссера - такое актерское правило. Все родственные связи, даже если твой родственник и профессионал, надо уметь отставлять.

Конечно, я ее папа, а она моя дочка. Но то, что мы находимся в таких творческих, производственных отношениях накладывает определенный отпечаток на наши частные разговоры. К тому же она уже взрослая девушка, у нее своя жизнь, своя семья. Она живет отдельно от нас и это очень правильно.

— Несколько коротких вопросов: вы делаете что-нибудь по дому своими руками?

— Редко, но если надо, возьму и сделаю. Просто у меня действительно мало времени на это, и я предпочитаю делать что-нибудь другое.

— Увлекаетесь  спортом?

— Когда-то я был  спортсменом, кандидатом в мастера, а сейчас просто очень интересуюсь спортом.

— Все знают, что вы потрясающе танцуете…

— Ну, это было давно, сейчас у меня в труппе полно артистов, которые двигаются гораздо лучше, чем я. Как когда-то спросили Григоровича, почему он считает, что нельзя танцевать до пятидесяти лет? Григорович сказал: «Почему же? Танцевать можно — смотреть нельзя». По этому принципу я уже  не танцую.

— Назовите два своих главных достоинства и два недостатка?

— Я думаю, что мои недостатки это продолжение моих достоинств, потому что одно вытекает из другого. Я добросовестный — это очень важное мое качество. И добросовестность моя мучает окружающих. А еще я отношусь к легковоспламеняющимся существам. Это вытекает из моей профессии, потому что иначе я не был бы актером. Но это имеет и колоссальную отрицательную сторону, потому что я бываю очень несдержан.

— А гастрономические пристрастия у вас есть?

— Я очень традиционный человек по части кушаний. Моя жена родом из Харькова, и она прекрасно готовит. Очень люблю русскую кухню: картошку, селедку, водку, пельмени. Салаты овощные со сметаной обожаю, в общем, традиционная славянская еда.

— Какая книжка лежит у вас на столе?

— Я много читаю. В основном, это связано с театром. В связи с постановкой  пьесы я должен прочесть определенную  литературу, чтобы лучше изучить эпоху, время. То есть, все равно театр определяет мои читательские вкусы. Театр — это некая ось, вокруг которой крутится вся моя жизнь.

«Вечерняя Москва» поздравляет Константина Райкина и весь коллектив театра «Сатирикон» с юбилеем. Желаем вам новых ярких премьер и ежедневных  аншлагов!

ДОСЬЕ

Прародителем театра «Сатирикон» является основанный в 1939 году Ленинградский театр эстрады и миниатюр, получивший известность как театр Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву, в его коллектив влилась большая группа молодежи. В качестве постоянной площадки театру передали здание кинотеатра «Таджикистан», построенное по типовому проекту и совершенно не приспособленное для деятельности театра. Потребовалась большая перестройка и реконструкция, и лишь 4 июня 1987 года в новом здании был сыгран первый спектакль театра «Сатирикон» «Мир дому твоему». В декабре 1987 года ушел из жизни Аркадий Райкин. Став руководителем театра, Константин Райкин ищет для него новое лицо, постепенно формируя полноценный драматический репертуар. В «Сатириконе» играют Шекспира и Мольера, Брехта и Кафку, Кроммелинка и Островского, Гольдони, Ростана и Кундеру, Чехова  и Зюскинда. Театр унаследовал многие родовые черты своего предшественника — работоспособность, постоянный творческий поиск, любовь и уважение к зрителю.

СПРАВКА «ВМ»

Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде. В 1971 году окончил театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Ю. В. Катина-Ярцева). В том же году был приглашен Галиной Волчек в театр «Современник», на сцене которого играл десять лет. За это время он сыграл в театре 38 ролей, из них 15 главных в спектаклях: «Валентин и Валентина» М. Рощина, «И пойду… и пойду…» по Ф. Достоевскому (режиссёр В. Фокин), «Монумент» Э. Ветемаа (режиссёр В. Фокин), «Балалайкин и К» по Салтыкову-Щедрину (режиссёр Г. Товстоногов), «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (режиссёр П. Джеймс) и другие.

В 1981 году перешёл в Ленинградский театр миниатюр под руководством А. И. Райкина. В 1982 году театр переехал в Москву и стал Государственным театром миниатюр, а с 1987 Московским театром «Сатирикон». В этот период вместе с отцом он сыграл спектакли «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему». В 1985 году состоялась премьера авторской программы Константина Райкина «Давай, артист!» С 1988 года является художественным руководителем театра. Народный артист России, лауреат Государственных премий РФ и театральных премий «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Чайка», «Кумир».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.