Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Артист Василий Мищенко: Нас закалила классика

Развлечения
Артист Василий Мищенко: Нас закалила классика
Василий Мищенко в роли Джона Смита (слева) и Михаил Ефремов в роли Билли «Выкидыша» в сцене из спектакля «Анархия» в постановке Гарика Сукачева в театре «Современник / Фото: РИА-НОВОСТИ
22 июля актер театра и кино, режиссер Василий Мищенко отмечает 60-летний юбилей. Накануне дня рождения «ВМ» встретилась с артистом в театре «Современник», где Василий Константинович служит более 35 лет.

Здесь он – свой человек, и это чувствуется мгновенно. Даже чей-то большой пес крутится вокруг нашего собеседника, показывая свое доброе к нему отношение. Рядом, покупая в буфете кофе, балагурит Сергей Гармаш. Они – друзья, коллеги и выходцы "с юга" – Гармаш из Херсона, Мищенко – из поселка Шолоховский Ростовской области. Они вместе играют в спектакле Галины Волчек «Вишневый сад»: Гармаш – Лопахина, Мищенко – Симеонова-Пищика.

- Василий Константинович, что в вашей жизни происходит нового, разумеется, событийного?

- Новое и самое интересное - это то, что в этом году я набрал мастерскую во ВГИКе «Режиссура кино и телевидения», и с 1 сентября начнем обучение. Еще одно событие – исполняется мне 60 лет. Уже 60, и будто бы жизнь пролетела незаметно. Готовлюсь к тому, чтобы позвать на свой день рождения близких, друзей и после спектакля «Горячее сердце», в котором играю Павлина Павлиныча Куроспелова, выпить по чашке чая.

- Для вас театр «Современник» - дом?

- Конечно, дом, ведь я здесь 35 лет, а это большая часть моей жизни.

- «Современник» всегда дорожил связью поколений. А что отличает ваше поколение? Какие испытания выпали на долю вашего поколения?

- Испытаний было немало. Сколько генсеков и лидеров страны, начиная от Никиты Хрущева, сменилось, и за каждым новым правителем – перемены, порой радикальные. Перестройки, война в Афганистане, война на Кавказе и… полная смена политического строя. Свое поколение считаю «потерянным» по разным причинам. В связи с катаклизмами, происходящими в стране, убито, пущено под откос очень много мужчин, и поэтому дети росли без отцов, женщины изо всех сил зарабатывали на жизнь, идя на огромные жертвы.

- В 90-е годы особенно сложно было выжить артистам – фильмы не снимались, театры закрывались. Как вы преодолели эту полосу?

- Тогда у многих артистов – известных, даже великих - отняли профессию. Вот так грубо – пришли и отняли. Повезло тем, у кого был театр – хороший театр, который стал той соломинкой, за которую мы держались. Да, театр не мог прокормить, и многие подрабатывали. Кто-то подался торговать, пополнив ряды «челноков», кто-то пошел на стройку… Да, разные были заработки. Людей вынудили кинуться в капитализм, не предупредив, не подготовив. Из-за этого развитие нашей страны происходило по спирали, а если называть вещи своими именами, вкривь да вкось. Я не преувеличиваю, говоря, что в начале 90-х по «Мосфильму» бегали огромные крысы, и ни о каком кино не могло быть и речи. Мне повезло - продюсер и режиссер Юрий Беленький позвали меня сниматься в один из первых отечественных сериалов «Клубничка», и мне заплатили большие по тем временам деньги – 200 долларов. Мои коллеги в театре страшно завидовали, что я снимаюсь в такой ерунде. Не скрою, были и такие дни, когда я надевал свою фуражку, садился в старые «Жигули» и отправлялся «бомбить», чтобы заработать на кусок хлеба. Утром надо было дать дочке копейки в школу, чтобы она могла пообедать. Все-таки я принадлежу к мужской особи, и мне надо отрывать свою задницу, чтобы кормить семью. Я вытаскивал себя из депрессии ради близких людей, потому что я – мужчина, и нас воспитали так, чтобы мы были в ответе за свою семью.

- После такого опыта вряд ли вы чего-то боитесь?

- Очень боюсь, не приведи Господь, новой войны. Героиня пьесы Александра Володина «Пять вечером» Тамара в конце произносит золотые слова: «Лишь бы только не было войны».

- У вашего поколения плеяда замечательных артистов: Сергей Гармаш, Евгения Симонова, Константин Райкин. Что вас воспитывало, питало, закаляло?

- Увы, но на нашем поколении заканчивается многовековая история, когда дети перенимали опыт своих отцов, дедов, предыдущих поколений. Именно на нас обрывается связь времен, еще и поэтому мы - дети «потерянного поколения». В частности, мы впитали все традиции русского реалистического театра, тогда как после нас этими традициями стали пренебрегать. Пришло новое поколение, для которого нет законов, правил, кроме одного – деньги, слава, и в своей погоне за материальными благами они – «беспредельщики». Снявшись в двух сериальчиках – величают себя «звездами», и нередко унижают хамским отношением действительно достойных артистов. Молодые артисты настаивают на том, чтобы их возил исключительно «Мерседес», и волнует их только гонорар, а не роль. Но все это игра в блеф, а не искусство. Эти «звезды» выдают себя за крутых, тогда как они – «никто». Особенно явно их пустота, никчемность видны в театре.

- Василий Константинович, на ваш взгляд, новые «звезды» не заслуживают того, чтобы молодежь брала с ним пример?

- В свои фильмы я подбираю артистов родственной группы крови. Когда артист плохо сыграл роль – обвиняют режиссера, мол: «Вот, такого великолепного артиста не смог снять», при этом не догадываются, что этот великолепный артист - подлец, который "выкручивает руки" и режиссеру, и партнерам. Правда, со мной такие номера не проходят. Я мягко стелю, но спать жестко, и прямо говорю такой звезде: «Ты перед кем выпендриваешься – «звезди» дома, а не на съемочной площадке. Или работай – или уходи». Таким звездам объясню - кто они такие: «Тебя даже в Румынии не знают, а ты себя звездой возомнил, если ты звезда – так будь известен во всем мире и веди себя прилично». Не секрет, что продюсеры навязывают режиссерам этих «звезд», неся какую-то чущь про рейтинг. А при этом есть такие замечательные артисты, которых никто не знает, но они в тысячи раз талантливее, чем «сделанные звезды». Поверьте, для зрителя главное, чтобы фильм был хороший, а звезда там или не звезда – не важно. У нас же эти звезды, прыгая из одного фильма в другой, только костюмы меняют.

- Расскажите о своей роли в фильме Николая Лебедева «Экипаж»?

- Роль мелкая, и я даже не знаю – что из этого получится? После того, как прочитал сценарий, спросил у Коли Лебедева: «За что мне здесь зацепиться?». Я играю одного из руководителей приемной комиссии, куда приходит герой Данилы Козловского. Мой персонаж хочет его принять, а герой Владимира Машкова – мой антагонист - настроен критически. Он – злой следователь, а я – добрый.

- С вашим лицом играть злодеев проблематично.

- А фильм «Оттепель» видели? Зрители пишут: «Убить вас хочется – какой мерзкий ваш герой». Но мне было интересно работать над ролью «мразины». Нередко режиссеры выбирают артистов по типажам – со злым лицом – на роли злодеев, с добрым соответственно – на положительные. Тогда как Валера Тодоровский выбрал «другой ход», и этот ход мне понравился. Замечу, что впервые работал с Тодоровским.

- С Машковым ведь тоже первый раз?

- В кино – да. Хотя Володю знаю давно – ведь у нас один мастер – Олег Павлович Табаков. Только я – из первого выпуска Табакова, из ГИТИСа, а Володя – из Школы-студии «МХАТ». Я ходил на дипломные спектакли курса, в котором учился Машков. Если нам не дали создать театр «Табакерку», то они воплощали эту идею, и играли первые спектакли в подвале «Табакерки».

- В чем феномен Табакова-учителя? Как ему удалось воспитать самых лучших артистов России – Миронова, Машкова, Безрукова?

- Сколько вложишь – столько и получишь. Или, как говорится, чтобы «чай был настоящим – не жалей заварки». Олег Павлович вкладывал в нас всю свою душу. С самого начала он говорил нам: «Актерской профессии научить нельзя – можно только подсказать, поправить, направить, привить вкус». Он не был равнодушен к нам, и мы это чувствовали. Он не приходил отбывать свои часы, как это нередко встречается среди художественных руководителей курсов сегодня, а ничего не жалел для нас.

- Чем руководствовались в выборе своих студентов – будущих режиссеров телевизионных программ и сериалов?

- Прежде всего, интуицией. С помощью наводящих вопросов и внятных ответов можно понять – почему человек хочет заниматься этой профессией? Ради тусовки, престижа, самовыражения или же ему есть что сказать этому миру? Если это будет интересно окружающим, значит, дорога правильная.

- Если бы я поступала в вашу режиссерскую мастерскую, какой вопросы задали бы мне?

- Я бы спросил: «Кто ваши любимые писатели?», «Откуда родом?».

- Неужели для режиссера так важно – где он родился?

- Олег Павлович Табаков наш первый курс ГИТИСа повез в Вологду, Белозерский монастырь, чтобы показать настоящую Русь, нетронутую монголо-татарами, тевтонцами. Помню, он сказал нам: «Эта земля – ваша Родина». Очень важно – откуда ты. Я – из Ростовской области, и знаю как пахнет полынь, как растет ковыль, и как пасутся лошади по ровному-ровному полю. Для меня это важно, потому что я снимаю фильмы не о Майкле Джексоне, а о России, наших людях.

- Как относитесь к тому, что показывает отечественное ТВ сегодня?

- У меня есть претензии к нашему телевидению. Раздражает обилие развлекательного оболванивания, побуждающего на тупое лежание около телевизора с бутылкой пива. Хорошо отношусь к каналу «Культура» - нашему национальному достоянию.

- На «Культуре» в честь вашего юбилея программа «Линия жизни», где вы будете рассказывать о себе, не так ли?

- Я не хожу на разные ток-шоу, чтобы засветиться, поболтать или играть массовку. Все эти бессмысленные разговоры для меня неприемлемы. Я себя уважаю и тратить время на чей-то рейтинг не хочу. Лишь однажды участвовал в передаче, посвященной памяти одной актрисы, которую я знал. На «Линию жизни» пошел по двум причинам - эта программа сделана к юбилею, а значит, останется на память, а во-вторых, на ней я буду и в качестве зрителя, что лично мне интересно.

- Из чего складывается память артиста? Понятно, что, в первую очередь, из фильмов, спектаклей, учеников, если они есть? На какую память надеетесь вы?

- К сожалению, не все то хорошее, что я сыграл в театре, записано. Например, спектакль «Ревизор» не сняли. А ведь со мной играла Галина Волчек, которая мало известна как актриса. Хотя она - прекрасная актриса и замечательный партнер. Мне бы хотелось, чтобы в памяти поколений осталась Галина Борисовна Волчек, которая настолько открытая, благодарная, щедрая на сцене, что это непременно нужно видеть. Поверьте, дорогого стоит сказать, что моим партнером была она! Многих артистов, участвующих в этом спектакле: Валентина Никулина, Александра Вокача, нет в живых, и еще поэтому жаль, что «Ревизор» не сохранен на пленку. Что касается фильмов, хотелось бы думать, что останутся в памяти: «Атаман», «Батюшка», которые я снял в качестве режиссера. К великому счастью, фильм «Батюшка» показывают больше в храмах, монастырях, чем по ТВ, и для меня это большая награда и честь.

- В ваших фильмах звучит музыка отечественных рок-музыкантов. Любите рок? Возможно, легенды рок-музыки – Юрий Шевчук, Сергей Галанин – ваши друзья?

- Во-первых, я не люблю песни, в которых одно словоблудие – по принципу «что вижу, то пою». Музыка должна побуждать к мысли. Так, песни моего кумира – Владимира Семеновича Высоцкого со смыслом, и многим поколениям они помогают разобраться в себе, и в жизни. Помогают найти ответы на вопросы: «Кто мы? Зачем пришли на эту Землю? Что должны после себя оставить?». Кто-то может возразить: «А зачем задумываться, а если я веселиться хочу?». Для меня такая жизнь невозможна и неинтересна. Музыка, которую пишут наши рок-музыканты, и с чувством, и смыслом, и действием. Музыку к моим фильмам написали Сергей Галанин (к сериалу «Как развести миллионера»), Юрий Шевчук (к фильму «Батюшка»). К сожалению, пока не удалось посотрудничать с Игорем Ивановичем Сукачевым как с автором и исполнителем своих песен, но очень хотелось бы чтобы его песни прозвучали в моих фильмах. Но мне повезло в другом – он предложил замечательную роль в своем спектакле «Анархия», который поставил как режиссер на сцене театра «Современник», и художник он – замечательный. Да, я дружу и с Сережей Галаниным, и с Юрой Шевчуком, и очень их уважаю. На мой взгляд, они пришли в этот мир не зря, и каждый день своими поступками, творчеством это доказывают.

- И мужчины – настоящие?!

- Конечно. А ведь жизнь и творчество очень связаны. Понимаю, что хороший человек еще не профессия. Но, к счастью, жизнь показывает, что «у хорошего человека и профессия хорошая». Как пример – Владимир Высоцкий, который не мог быть плохим человеком. Да, он ошибался, но по сути плохим быть не мог, что и подтверждают его песни.

- Наверняка, вы помните день смерти Высоцкого – 25 июля 1980 года – в разгар Олимпиады?

- Да, я хорошо помню смерть Высоцкого. Мы вместе должны были сниматься в фильме Геннадия Полоки «Наше призвание», рассказывающем о первых советских школах. Владимир Семенович должен был написать 10 песен к этой картине, но успел только одну, которую я пою. До этого мы несколько раз встречались с Владимиром Высоцким, но при этом я никогда не числился в его друзьях. Несколько раз видел его гениальную роль Гамлета на сцене театра на Таганке.

- Какая энергия исходила от Владимира Высоцкого? Легко ли с ним было в общении?

- В памяти остались его образ, голос. Не думаю, что он сильно переживал из-за того, что его гнобили или недооценивали, ибо любовь народа к нему была такая огромная, что козни чиновников по сравнению с ней – мелочь. Прошло 35 лет со дня его смерти, а любовь людей к его творчеству меньше не становится. Наша молодежь открывает его заново и учится у него. Высоцкий – камертон для многих поколений, и сегодня его голос звучит как никогда актуально. Понимаете, Высоцкий точно говорил всем нам – что такое хорошо, а что плохо, кто – подлец, а кто – человек.

- Вы не скрываете того, что у вас есть кумиры, тогда многие артисты утверждают, что свободны от влияния других артистов?

- Однажды был смешной случай, когда я хотел взять автограф у замечательной актрисы, моей партнерши Марины Мстиславовны Нееловой. Вышел журнал с ее обложкой, и я попросил у нее автограф. На что Марина сказала: «Вася, ты что сошел с ума – ведь ты же сам узнаваемый артист?». Возможно, во мне говорит провинциальное поклонение выдающимся артистам, звездам, трепет перед ними? Впрочем, не вижу ничего плохого в этом. Актеров, которые работаю с тобой, надо любить. Это не значит, что «в рот к ним заглядывать», но без любви ничего хорошего не происходит.

СПРАВКА

Василий Мищенко родился 22 июля 1955 года в поселке Шолоховский Ростовской области. В 1980 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (курс Олега Табакова) и в 1981 году был принят в труппу Московского театра «Современник». Снимался в фильмах «Дураки умирают по пятницам», «Дежавю», «А поутру они проснулись», «Батюшка», «Убить Сталина», «Время собирать камни», в сериале «Оттепель».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.