Артист Василий Мищенко: Нас закалила классика
Здесь он – свой человек, и это чувствуется мгновенно. Даже чей-то большой пес крутится вокруг нашего собеседника, показывая свое доброе к нему отношение. Рядом, покупая в буфете кофе, балагурит Сергей Гармаш. Они – друзья, коллеги и выходцы "с юга" – Гармаш из Херсона, Мищенко – из поселка Шолоховский Ростовской области. Они вместе играют в спектакле Галины Волчек «Вишневый сад»: Гармаш – Лопахина, Мищенко – Симеонова-Пищика.
- Василий Константинович, что в вашей жизни происходит нового, разумеется, событийного?
- Новое и самое интересное - это то, что в этом году я набрал мастерскую во ВГИКе «Режиссура кино и телевидения», и с 1 сентября начнем обучение. Еще одно событие – исполняется мне 60 лет. Уже 60, и будто бы жизнь пролетела незаметно. Готовлюсь к тому, чтобы позвать на свой день рождения близких, друзей и после спектакля «Горячее сердце», в котором играю Павлина Павлиныча Куроспелова, выпить по чашке чая.
- Для вас театр «Современник» - дом?
- Конечно, дом, ведь я здесь 35 лет, а это большая часть моей жизни.
- «Современник» всегда дорожил связью поколений. А что отличает ваше поколение? Какие испытания выпали на долю вашего поколения?
- Испытаний было немало. Сколько генсеков и лидеров страны, начиная от Никиты Хрущева, сменилось, и за каждым новым правителем – перемены, порой радикальные. Перестройки, война в Афганистане, война на Кавказе и… полная смена политического строя. Свое поколение считаю «потерянным» по разным причинам. В связи с катаклизмами, происходящими в стране, убито, пущено под откос очень много мужчин, и поэтому дети росли без отцов, женщины изо всех сил зарабатывали на жизнь, идя на огромные жертвы.
- В 90-е годы особенно сложно было выжить артистам – фильмы не снимались, театры закрывались. Как вы преодолели эту полосу?
- Тогда у многих артистов – известных, даже великих - отняли профессию. Вот так грубо – пришли и отняли. Повезло тем, у кого был театр – хороший театр, который стал той соломинкой, за которую мы держались. Да, театр не мог прокормить, и многие подрабатывали. Кто-то подался торговать, пополнив ряды «челноков», кто-то пошел на стройку… Да, разные были заработки. Людей вынудили кинуться в капитализм, не предупредив, не подготовив. Из-за этого развитие нашей страны происходило по спирали, а если называть вещи своими именами, вкривь да вкось. Я не преувеличиваю, говоря, что в начале 90-х по «Мосфильму» бегали огромные крысы, и ни о каком кино не могло быть и речи. Мне повезло - продюсер и режиссер Юрий Беленький позвали меня сниматься в один из первых отечественных сериалов «Клубничка», и мне заплатили большие по тем временам деньги – 200 долларов. Мои коллеги в театре страшно завидовали, что я снимаюсь в такой ерунде. Не скрою, были и такие дни, когда я надевал свою фуражку, садился в старые «Жигули» и отправлялся «бомбить», чтобы заработать на кусок хлеба. Утром надо было дать дочке копейки в школу, чтобы она могла пообедать. Все-таки я принадлежу к мужской особи, и мне надо отрывать свою задницу, чтобы кормить семью. Я вытаскивал себя из депрессии ради близких людей, потому что я – мужчина, и нас воспитали так, чтобы мы были в ответе за свою семью.
- После такого опыта вряд ли вы чего-то боитесь?
- Очень боюсь, не приведи Господь, новой войны. Героиня пьесы Александра Володина «Пять вечером» Тамара в конце произносит золотые слова: «Лишь бы только не было войны».
- У вашего поколения плеяда замечательных артистов: Сергей Гармаш, Евгения Симонова, Константин Райкин. Что вас воспитывало, питало, закаляло?
- Увы, но на нашем поколении заканчивается многовековая история, когда дети перенимали опыт своих отцов, дедов, предыдущих поколений. Именно на нас обрывается связь времен, еще и поэтому мы - дети «потерянного поколения». В частности, мы впитали все традиции русского реалистического театра, тогда как после нас этими традициями стали пренебрегать. Пришло новое поколение, для которого нет законов, правил, кроме одного – деньги, слава, и в своей погоне за материальными благами они – «беспредельщики». Снявшись в двух сериальчиках – величают себя «звездами», и нередко унижают хамским отношением действительно достойных артистов. Молодые артисты настаивают на том, чтобы их возил исключительно «Мерседес», и волнует их только гонорар, а не роль. Но все это игра в блеф, а не искусство. Эти «звезды» выдают себя за крутых, тогда как они – «никто». Особенно явно их пустота, никчемность видны в театре.
- Василий Константинович, на ваш взгляд, новые «звезды» не заслуживают того, чтобы молодежь брала с ним пример?
- В свои фильмы я подбираю артистов родственной группы крови. Когда артист плохо сыграл роль – обвиняют режиссера, мол: «Вот, такого великолепного артиста не смог снять», при этом не догадываются, что этот великолепный артист - подлец, который "выкручивает руки" и режиссеру, и партнерам. Правда, со мной такие номера не проходят. Я мягко стелю, но спать жестко, и прямо говорю такой звезде: «Ты перед кем выпендриваешься – «звезди» дома, а не на съемочной площадке. Или работай – или уходи». Таким звездам объясню - кто они такие: «Тебя даже в Румынии не знают, а ты себя звездой возомнил, если ты звезда – так будь известен во всем мире и веди себя прилично». Не секрет, что продюсеры навязывают режиссерам этих «звезд», неся какую-то чущь про рейтинг. А при этом есть такие замечательные артисты, которых никто не знает, но они в тысячи раз талантливее, чем «сделанные звезды». Поверьте, для зрителя главное, чтобы фильм был хороший, а звезда там или не звезда – не важно. У нас же эти звезды, прыгая из одного фильма в другой, только костюмы меняют.
- Расскажите о своей роли в фильме Николая Лебедева «Экипаж»?
- Роль мелкая, и я даже не знаю – что из этого получится? После того, как прочитал сценарий, спросил у Коли Лебедева: «За что мне здесь зацепиться?». Я играю одного из руководителей приемной комиссии, куда приходит герой Данилы Козловского. Мой персонаж хочет его принять, а герой Владимира Машкова – мой антагонист - настроен критически. Он – злой следователь, а я – добрый.
- С вашим лицом играть злодеев проблематично.
- А фильм «Оттепель» видели? Зрители пишут: «Убить вас хочется – какой мерзкий ваш герой». Но мне было интересно работать над ролью «мразины». Нередко режиссеры выбирают артистов по типажам – со злым лицом – на роли злодеев, с добрым соответственно – на положительные. Тогда как Валера Тодоровский выбрал «другой ход», и этот ход мне понравился. Замечу, что впервые работал с Тодоровским.
- С Машковым ведь тоже первый раз?
- В кино – да. Хотя Володю знаю давно – ведь у нас один мастер – Олег Павлович Табаков. Только я – из первого выпуска Табакова, из ГИТИСа, а Володя – из Школы-студии «МХАТ». Я ходил на дипломные спектакли курса, в котором учился Машков. Если нам не дали создать театр «Табакерку», то они воплощали эту идею, и играли первые спектакли в подвале «Табакерки».
- В чем феномен Табакова-учителя? Как ему удалось воспитать самых лучших артистов России – Миронова, Машкова, Безрукова?
- Сколько вложишь – столько и получишь. Или, как говорится, чтобы «чай был настоящим – не жалей заварки». Олег Павлович вкладывал в нас всю свою душу. С самого начала он говорил нам: «Актерской профессии научить нельзя – можно только подсказать, поправить, направить, привить вкус». Он не был равнодушен к нам, и мы это чувствовали. Он не приходил отбывать свои часы, как это нередко встречается среди художественных руководителей курсов сегодня, а ничего не жалел для нас.
- Чем руководствовались в выборе своих студентов – будущих режиссеров телевизионных программ и сериалов?
- Прежде всего, интуицией. С помощью наводящих вопросов и внятных ответов можно понять – почему человек хочет заниматься этой профессией? Ради тусовки, престижа, самовыражения или же ему есть что сказать этому миру? Если это будет интересно окружающим, значит, дорога правильная.
- Если бы я поступала в вашу режиссерскую мастерскую, какой вопросы задали бы мне?
- Я бы спросил: «Кто ваши любимые писатели?», «Откуда родом?».
- Неужели для режиссера так важно – где он родился?
- Олег Павлович Табаков наш первый курс ГИТИСа повез в Вологду, Белозерский монастырь, чтобы показать настоящую Русь, нетронутую монголо-татарами, тевтонцами. Помню, он сказал нам: «Эта земля – ваша Родина». Очень важно – откуда ты. Я – из Ростовской области, и знаю как пахнет полынь, как растет ковыль, и как пасутся лошади по ровному-ровному полю. Для меня это важно, потому что я снимаю фильмы не о Майкле Джексоне, а о России, наших людях.
- Как относитесь к тому, что показывает отечественное ТВ сегодня?
- У меня есть претензии к нашему телевидению. Раздражает обилие развлекательного оболванивания, побуждающего на тупое лежание около телевизора с бутылкой пива. Хорошо отношусь к каналу «Культура» - нашему национальному достоянию.
- На «Культуре» в честь вашего юбилея программа «Линия жизни», где вы будете рассказывать о себе, не так ли?
- Я не хожу на разные ток-шоу, чтобы засветиться, поболтать или играть массовку. Все эти бессмысленные разговоры для меня неприемлемы. Я себя уважаю и тратить время на чей-то рейтинг не хочу. Лишь однажды участвовал в передаче, посвященной памяти одной актрисы, которую я знал. На «Линию жизни» пошел по двум причинам - эта программа сделана к юбилею, а значит, останется на память, а во-вторых, на ней я буду и в качестве зрителя, что лично мне интересно.
- Из чего складывается память артиста? Понятно, что, в первую очередь, из фильмов, спектаклей, учеников, если они есть? На какую память надеетесь вы?
- К сожалению, не все то хорошее, что я сыграл в театре, записано. Например, спектакль «Ревизор» не сняли. А ведь со мной играла Галина Волчек, которая мало известна как актриса. Хотя она - прекрасная актриса и замечательный партнер. Мне бы хотелось, чтобы в памяти поколений осталась Галина Борисовна Волчек, которая настолько открытая, благодарная, щедрая на сцене, что это непременно нужно видеть. Поверьте, дорогого стоит сказать, что моим партнером была она! Многих артистов, участвующих в этом спектакле: Валентина Никулина, Александра Вокача, нет в живых, и еще поэтому жаль, что «Ревизор» не сохранен на пленку. Что касается фильмов, хотелось бы думать, что останутся в памяти: «Атаман», «Батюшка», которые я снял в качестве режиссера. К великому счастью, фильм «Батюшка» показывают больше в храмах, монастырях, чем по ТВ, и для меня это большая награда и честь.
- В ваших фильмах звучит музыка отечественных рок-музыкантов. Любите рок? Возможно, легенды рок-музыки – Юрий Шевчук, Сергей Галанин – ваши друзья?
- Во-первых, я не люблю песни, в которых одно словоблудие – по принципу «что вижу, то пою». Музыка должна побуждать к мысли. Так, песни моего кумира – Владимира Семеновича Высоцкого со смыслом, и многим поколениям они помогают разобраться в себе, и в жизни. Помогают найти ответы на вопросы: «Кто мы? Зачем пришли на эту Землю? Что должны после себя оставить?». Кто-то может возразить: «А зачем задумываться, а если я веселиться хочу?». Для меня такая жизнь невозможна и неинтересна. Музыка, которую пишут наши рок-музыканты, и с чувством, и смыслом, и действием. Музыку к моим фильмам написали Сергей Галанин (к сериалу «Как развести миллионера»), Юрий Шевчук (к фильму «Батюшка»). К сожалению, пока не удалось посотрудничать с Игорем Ивановичем Сукачевым как с автором и исполнителем своих песен, но очень хотелось бы чтобы его песни прозвучали в моих фильмах. Но мне повезло в другом – он предложил замечательную роль в своем спектакле «Анархия», который поставил как режиссер на сцене театра «Современник», и художник он – замечательный. Да, я дружу и с Сережей Галаниным, и с Юрой Шевчуком, и очень их уважаю. На мой взгляд, они пришли в этот мир не зря, и каждый день своими поступками, творчеством это доказывают.
- И мужчины – настоящие?!
- Конечно. А ведь жизнь и творчество очень связаны. Понимаю, что хороший человек еще не профессия. Но, к счастью, жизнь показывает, что «у хорошего человека и профессия хорошая». Как пример – Владимир Высоцкий, который не мог быть плохим человеком. Да, он ошибался, но по сути плохим быть не мог, что и подтверждают его песни.
- Наверняка, вы помните день смерти Высоцкого – 25 июля 1980 года – в разгар Олимпиады?
- Да, я хорошо помню смерть Высоцкого. Мы вместе должны были сниматься в фильме Геннадия Полоки «Наше призвание», рассказывающем о первых советских школах. Владимир Семенович должен был написать 10 песен к этой картине, но успел только одну, которую я пою. До этого мы несколько раз встречались с Владимиром Высоцким, но при этом я никогда не числился в его друзьях. Несколько раз видел его гениальную роль Гамлета на сцене театра на Таганке.
- Какая энергия исходила от Владимира Высоцкого? Легко ли с ним было в общении?
- В памяти остались его образ, голос. Не думаю, что он сильно переживал из-за того, что его гнобили или недооценивали, ибо любовь народа к нему была такая огромная, что козни чиновников по сравнению с ней – мелочь. Прошло 35 лет со дня его смерти, а любовь людей к его творчеству меньше не становится. Наша молодежь открывает его заново и учится у него. Высоцкий – камертон для многих поколений, и сегодня его голос звучит как никогда актуально. Понимаете, Высоцкий точно говорил всем нам – что такое хорошо, а что плохо, кто – подлец, а кто – человек.
- Вы не скрываете того, что у вас есть кумиры, тогда многие артисты утверждают, что свободны от влияния других артистов?
- Однажды был смешной случай, когда я хотел взять автограф у замечательной актрисы, моей партнерши Марины Мстиславовны Нееловой. Вышел журнал с ее обложкой, и я попросил у нее автограф. На что Марина сказала: «Вася, ты что сошел с ума – ведь ты же сам узнаваемый артист?». Возможно, во мне говорит провинциальное поклонение выдающимся артистам, звездам, трепет перед ними? Впрочем, не вижу ничего плохого в этом. Актеров, которые работаю с тобой, надо любить. Это не значит, что «в рот к ним заглядывать», но без любви ничего хорошего не происходит.
СПРАВКА
Василий Мищенко родился 22 июля 1955 года в поселке Шолоховский Ростовской области. В 1980 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (курс Олега Табакова) и в 1981 году был принят в труппу Московского театра «Современник». Снимался в фильмах «Дураки умирают по пятницам», «Дежавю», «А поутру они проснулись», «Батюшка», «Убить Сталина», «Время собирать камни», в сериале «Оттепель».