Ирина Апексимова: Жизнь в Театре на Таганке снова начинает пульсировать
- В конце декабря, на премьере спектакля «Флейта-позвоночник», Вениамин Смехов прилюдно порадовался: мол, кажется, долгое время пребывавший в кризисе Театр на Таганке начал, наконец, нащупывать правильную дорогу. Вы сами, как директор этого театра, то же самое чувствуете?
- Странно было бы, если бы я сказала, что мы идем по неправильному пути – ведь этот самый путь для театра избрала именно я. Именно в нем заключаются все мои мысли о том, в какую сторону должен двигаться Театр на Таганке. Судя по тому, как и с каким воодушевлением работают наши артисты, включая Вениамина Смехова, жизнь, действительно, начинает понемногу пульсировать.
- И что же это за путь?
- Я не буду сейчас много говорить про Юрия Петровича Любимова, но не могу не отметить, что именно он, его вкус и его стиль режиссуры на протяжении очень многих лет были лицом театра. Но Любимова уже достаточно давно нет в театре. После его смерти театр жил на славе Юрия Петровича, твердя о «духе Таганки». Но для меня этот дух остался в истории и, может быть, в тех поставленных Любимовым спектаклях, которые еще есть в нашем репертуаре. Все остальное – лишь попытки сделать что-то в его стиле. Но это никому не надо, потому что повторить Любимова невозможно. Он – гений!
Между тем, сегодня в Театре на Таганке очень крепкая профессиональная труппа, способная хорошо работать в совершенно разных направлениях, разных стилях и с разными режиссерами.
- Большинство театров славятся своими именитыми худруками. На Таганке, между тем, человека, занимающего эту должность, нет.
- Привести сейчас в театр человека с таким творческим даром и человеческой харизмой, как у Любимова, способного повести всех за собой, да, к тому же, еще и достаточно молодого и, простите за выражение, не «замазанного» в других известных театрах, невозможно. Такого человека просто не существует!
- А внутри театра на Таганке? Может, есть у вас на примете какой-то актер, обладающий всеми этими качествами?
- Артисты – люди талантливые. Но нужно очень осторожно относиться к их режиссерским опытам. Режиссер – это ведь очень серьезная профессия, которой нужно долго учиться.
- Не было у вас мысли самой начать ставить спектакли?
- Никогда в жизни! Мне повезло работать с замечательными режиссерами. И, глядя на них, я всегда понимала, что я – актриса. Я могу что-то переделывать, доделывать, работать ассистентом, но ставить самой… Нет! Что же до худрука, то его обязанности на Таганке исполняю как раз я. И, думаю, что у меня хватит опыта, чтобы определять репертуарную политику театра.
- Тогда не могу не спросить у вас вот что: вы сказали, что лицом Таганки всегда были спектакли Юрия Любимова. Как обстоит дело с лицом театра сегодня?
- «Обрести» это лицо – одна из наших главных задач. Сегодня в Москве ведь очень много театров, большинство из которых похожи друг на друга. Это почти как по Толстому: все удачливые театры похожи между собой, все неудачливые – неудачливы по-своему. Мы пытаемся найти свое лицо путем проб и ошибок, приглашая совершенно разных молодых режиссеров, давая им шанс реализоваться на нашей сцене. Не все получается победным и успешным, но… что-то из этого возникает!
- Именно для этого несколько месяцев назад вы и запустили проект-лабораторию «Репетиция»?
- Да. В рамках этого проекта мы ищем талантливых режиссеров по всей стране и приглашаем их к нам, давая возможность поработать с «таганской» труппой и обрести то самое «лицо». Неделю режиссеры и артисты репетируют, а после показывают эскиз спектакля. Если все складывается и эскиз получает одобрение, он дорабатывается и выходит на большую сцену. Первым таким проектом в рамках «Репетиции» стала недавняя премьера спектакля «Золотой дракон». Принят к постановке и спектакль «Земля Эльзы».
- Привлекать нового зрителя или перевоспитывать старого, привыкшего к любимовским постановкам. Что для вас, как для директора театра, важнее?
- Оказалось, что старого зрителя перевоспитывать не нужно… Знаете, не было бы счастья, да несчастье помогло. Многолетняя скандальная эпопея в стенах Таганки, сочетающаяся с абсолютно никаким творческим выхлопом, привела к тому, что та самая публика, что была поклонницей Любимова с 1964 года, пошла к нам, чтобы посмотреть: что тут сегодня происходит? И они принимают наши поиски. И радуются, что театр снова начал жить.
Новую публику, кстати, привлечь намного сложнее: для молодежи Театр на Таганке потерян. Точнее, у нее его и не было никогда, потому что – и это не секрет – с 2000 примерно года Юрий Петрович, царство ему небесное, не поставил ни одного спектакля, ставшего каким-то явлением и открытием. Поэтому сегодня мы пытаемся молодежь привлечь не в ту, а в новую, современную Таганку.
- Что такое в вашем представлении современный театр?
- Это театр талантливый. Спектакли могут быть в любом стиле. В модных театрах типа «Практики», «Гоголь-центра», Центра Мейерхольда сегодня ставятся очень и талантливые спектакли, и совершенно неинтересные. В классическом Малом театре есть, на мой взгляд, абсолютно никому не нужные постановки, а есть просто замечательные. Так что, да, дело лишь в таланте.
- Текст или форма? Режиссер или драматург? Кто в сегодняшнем театре главнее?
- Это вопрос, актуальный еще начала прошлого века… Мое мнение таково: прекрасно, когда в яркой форме есть глубокое содержание, потому что драматургия невероятно важна. Она – основа. Но она не должна довлеть, подтверждением чему могут стать режиссеры, умеющие в достаточно жесткую форму поместить прекрасную драматургию. Таким, например, был раньше Роман Виктюк.
- Не было у вас идеи, пойдя по пути «Гоголь-центра», превратить Театр на Таганке в этакий клуб – с собственно театром, а так же кафе, магазином, кинотеатром и прочими развлечениями?
- Сегодня все театры борются за зрителя. И мне кажется, что путь, который придумали создатели «Гоголь-центра», очень интересный. Конечно, и мне бы тоже очень хотелось, чтобы и к нам зрители приходили не только смотреть спектакли, но и в музей, который мы обязательно сделаем, и в кафе.
- В последние годы зритель сильно изменился?
- Он разделился на две большие категории. Первая, это те, кто идет смотреть на артистов, то есть на звезд, которых они видят в сериалах и программах, где поют, катаются на льду и танцуют. Вторая, те, кто ходит на интересные постановки.
- Первых становится все больше?
- Возможно. Ведь количество людей, сидящих у телевизора, растет. Но, знаете, в этом есть и положительный момент. Пусть зритель заинтересуется актером через сериал, пусть придет в театр, ожидая увидеть уже сложившийся у него в голове образ. И пусть столкнется с совершенно другим образом, игрой. Я ведь и сама проходила этот путь, доказывая, что я могут быть не только героиней сериала «День рождения Буржуя».
- Сейчас у вас остается время играть?
- Немного. Я играю в двух спектаклях – в «Скамейке», где исполняю роль контролера ОТК, и в «Игре в правду», которая идет на сцене уже восемь лет. Но самое любимое мое действо – концертная программа «Одесситка», где я пою. Это для меня – настоящий отрыв!
- А кино?
- А вот в кино не снимаюсь, потому что нет предложений. Точнее, они были, но неинтересные, и я от них отказывалась, потому что мечтаю сыграть что-то хорошее, приближенное по качеству к тому, что мне доводилось исполнять на сцене. А потом предложения и вовсе перестали поступать. Но я все еще надеюсь.