Исповедь, полная боли и гнева
Балет «Чайковский. Pro et Contra» - еще одна дерзкая попытка философа и психоаналитика Эйфмана заглянуть в самые глубины души человеческой, воссоздать ее боль, гнев и страсть через пластику тела.
«Обращаясь на протяжении многих лет к творчеству Чайковского, я понял, насколько глубок, бездонен мир композитора, – заявил хореограф. – Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию его творческих мук... материализовать трагическое начало в его музыке».
Жизнь и творчество Чайковского – это нескончаемый, порой исповедальный диалог Художника с самим собой, в котором присутствует осознание своей «пагубной страсти», трактовавшейся им как проклятие.
Основу балета Эйфмана составляют наполненные фантасмагорией воспоминания умирающего композитора и диалоги со своим «Я», появляющимся в моменты душевных надломов и греховных страданий. Картины прошлого (юность, дружба с баронессой фон Мекк, неудачная женитьба «во спасение души» на Антонине Милюковой) перемежаются метафорическими аллюзиями на балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», на темы опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», оставляя в душе неизбывную тоску, а в жизни одиночество с его вечными спутниками – Серыми мышами и Черными лебедями. Спасение композитор видит в творчестве, в своих творениях – Белых лебедях и Принцах, олицетворяющих добро, которого так ему не хватало. Призраки преследовали Чайковского до самой его смерти, и первый среди них – он сам.
По замыслу хореографа, многоликий Двойник Чайковского – его «Я», с которым он ведет бесконечные диалоги, – проглядывает то в злодее Ротбарте, то в кукловоде Дроссельмейере, то в неприступным, высокомерном Онегине, то в Германе, продавшем душу дьяволу за три карты... Их дуэты – изобретательны: изломанные линии и острые углы рук, распахнутые навстречу друг другу тела, искаженные душевными страданиями лица... Двойник – горе и отдохновение хозяина, тайный свидетель его творческих взлетов, порочных мыслей и сладких падений, он его «pro et contra».
Главных действующих лиц в новом балете, как и в прежнем, четверо: это сам Чайковский (Олег Габышев), его Двойник в блестящем исполнении Сергея Волобуева, а также две женщины – баронесса фон Мекк (Мария Абашова) и жена композитора Антонина Милюкова (Любовь Андреева). Все три героя в общем-то несчастные люди, все они без вины виноватые.
Солисты работают в спектакле виртуозно и актерски, и пластически.
Коротки и призрачны минуты согласия героя с самим собой и с теми, кто его окружают. Всё труднее бежать от внутреннего искушения, от тяги к запретному... Попытка стать таким, как все, превращается в пытку, где смерть – избавление.
Хореограф создал яркий, образный спектакль, дающий обширный материал для пластического осмысления на основе психоанализа темы изгоя в обществе.
Балет Бориса Эйфмана «Чайковский. Pro et Contra», придя из века ХХ-го в век XXI-й, стал знаменательной главой в многолетней балетно-психологической эпопее Мастера.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вахтанговцы вывели формулу Мольера
Свой 96-й сезон Театр имени Вахтангова открыл комедией-балетом Мольера «Мнимый больной» в постановке румынского режиссера Сильвиу Пуркарете. Это уже пятое обращение театра к драматургии Мольера, близкой эстетике Евгения Вахтангова. Первым был «Мещанин во дворянстве» Владимира Шлезингера (1968) с Владимиром Этушем в главной роли.
Сразу скажу, что это очень театральный, очень зрелищный спектакль – как раз в духе вахтанговцев, – в котором царят актерская импровизация, озорство, музыка, веселая, а порой грустная ирония над окружающим миром и над собой в нем.(далее..)