Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Балетный театр Юрия Григоровича

Развлечения
2 января исполняется 90 лет выдающемуся хореографу нашего времени Юрию Григоровичу. Когда думаешь о нем, на память приходят слова из французского эпиграфа к 1-й главе «Египетских ночей» Пушкина: «Ha, cest un bien grand talent» / «О, это великий талант». Творчество Григоровича – целая эпоха в развитии отечественной хореографии и внушительная глава в истории мирового балетного театра.

Имя Юрия Григоровича уважаемо и авторитетно в балетном мире, оно не требует добавления многочисленных званий и наград, которых он по праву удостоен, ибо давно стало своеобразным символом хореографического искусства. Восторженные и благодарные зрители, стоя, долгими аплодисментами сопровождают каждый его спектакль.

О Григоровиче и его творчестве написаны горы хвалебных статей у нас в стране и за рубежом, есть и ругательные, но это больше от зависти или желания хоть так «прославиться» – кто знал бы имя древнего грека Герострата, если бы он не сжег храм Артемиды (одно из семи чудес света)?..

«Душа человека – в его делах» – эти слова великого «человековеда» Генрика Ибсена как нельзя лучше характеризуют жизнь и творчество мэтра российского балета, который на десятилетия опередил время и в значительной степени повлиял на развитие отечественного и мирового хореографического искусства.

Вспомним теперь уже ставшие классикой постановки балетов «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак», «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», в которых хореограф проявил себя непревзойденным мастером композиционно выстроенного спектакля с единой стилистикой всех компонентов музыкально-хореографического действа, названного искусствоведами в его честь «Большим балетом Юрия Григоровича».

О двух первых, ставших определяющими в творческой судьбе Грига, так его между собой почтительно называет балетный люд, стоит сказать особо. Это – «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова.

В «Каменном цветке» 30-летний Григорович сумел соединить зашельмованный нашей критикой драмбалет, который отлично прижился на Западе, и балетный симфонизм, что стало поворотным пунктом в развитии отечественного хореографического искусства второй половины XX века. Кроме того, во время работы над «Каменным цветком» родился уникальный творческий дуэт балетмейстера Юрия Григоровича и художника Симона Вирсаладзе (1908-1989). Им вместе суждено было в корне изменить эстетику балета Большого театра.

Буквально на днях Григорович восстановил «Каменный цветок» на сцене Мариинского театра, где балет был впервые поставлен в 1957 году, а затем двумя годами позже перенесен в Большой театр.

«Легенду о любви» Григорович также поставил сначала в Ленинграде (1961), причем менее чем за два месяца, а затем перенес в Москву в Большой театр. Симон Вирсаладзе нашел изумительное по красоте и образной выразительности цветовое и пластическое решение нового балета.

Оба спектакля были для того времени столь новаторскими, столь революционными, что сразу стали художественной сенсацией, своеобразным манифестом новой хореографической эстетики, в основе которой – единство сюжетно-драматического развития и симфонического танца.

«Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. В «Легенде о любви», мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ, – утверждала первая исполнительница этой роли в Большом театре Майя Плисецкая. – Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами».

«Каменным цветком» и «Легендой о любви» Григорович убедительно доказал, а последующими балетами неоднократно подтвердил, что хореографическому искусству доступно многое: проблемы философско-этического характера, глубокий психологизм, художественная страстность, тончайший лиризм, огромный эмоциональный заряд, который передается залу и держит внимание зрителей до закрытия последнего занавеса.

«Настоящие шедевры искусства рождаются редко, но именно они подводят итоги трудных многолетних поисков, в них раскрывается сила отдельных исполнителей и всего коллектива. Быть может, как никому, мне близок и радостен... успех Юрия Григоровича, художника, уверенно утверждающего реформу, в борьбе за которую столько было перенесено и выстрадано». Слова эти дорогого стоят, потому что принадлежат старейшему хореографу-реформатору Касьяну Голейзовскому.

Григорович обладает редкостным драматургическим мышлением, что позволяет ему видеть задуманный спектакль во всех деталях задолго до начала работы над ним. Вероятно, поэтому он не знает равных себе в постановке развернутых сюжетных балетов, в которых раскрываются сила и возможности как отдельных исполнителей, так и всего коллектива в целом. Он первым превратил кордебалет в полноценный художественный образ спектакля, раскрывающий эмоциональный мир человеческих отношений, а мужской танец поставил вровень с балеринским.

В то время как в зарубежном, а с недавних пор и в нашем хореографическом искусстве, преобладают одноактные балеты и малые формы, что определяется причинами не только творческими, но и экономическими, Григорович был и остается, по мнению академика Ванслова, «мастером большого, масштабного, драматически цельного и концептуально выстроенного балетного спектакля». А малые формы (танцы в операх «Садко», «Риголетто», «Большая любовь», «Три толстяка») были в его творческой биографии, но остались на ее начальном этапе.

В одном из интервью я спросил Юрия Николаевича, каким видится ему идеальный балетный спектакль? Подумав, он ответил: «Композиционно целостным и стилистически единым. Я убежден, что хореография – это, прежде всего, искусство композиции, и поэтому балетмейстер не изобретатель отдельных слов, а сочинитель танцевальных фраз, танцевальных монологов, диалогов, групп и хоров, и балета как единого содержательного сочинения, где есть место реальности и грёзам, сомнениям и свершениям, противоборству добра и зла, властной силы и свободной души».

Это свое художественное кредо Григорович подтверждает постановками спектаклей на протяжении всей творческой жизни. Этим же принципам он руководствуется и при возобновлении ставших классикой балетов Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского («Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» и «Корсар» Адана, «Баядерка» и «Дон Кихот» Минкуса, «Тщетная предосторожность» Гертеля, «Коппелия» Делиба), проявляя неизменный вкус, деликатность, ощущение времени и стиля, умело и органично вплетая собственные хореографические находки в ткань старого спектакля – редкостная, согласитесь, культура воссоздания классики, которая по плечу лишь настоящему Мастеру.

По мнению Рудольфа Нуреева, «только Григорович обладает той эмоцией, накалом страстей, которые создают гениальное прочтение текстов русской балетной классики».

Балетный театр Юрия Григоровича Россия. Санкт-Петербург. 24 июля 2016. Главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович во время репетиции балета «Каменный цветок» в Мариинском театре.  / Фото: Валентин Барановский/ТАСС

Юрий Григорович убежден, что балет – искусство молодых. Собственно, это и стало одной из главных причин его ухода из Большого театра, которому он отдал 30 лет творческой жизни.

С тех пор многое изменилось. Страсти улеглись. Он вернулся в родной театр и по-прежнему ставит свои спектакли в разных странах мира, руководит созданным им в 1996 году Краснодарским театром балета, в котором идут только его постановки.

Григорович – член Венского музыкального общества, почетный президент Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО, президент Международного союза деятелей хореографии и фонда «Русский балет». С 1992 года он возглавляет программу «Benois de la Danse». Григорович является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве и многих других Международных балетных конкурсов как у нас в стране, так и за рубежом…

СПРАВКА

Григорович Юрий Николаевич, выдающийся хореограф, воспитанник Петербургской школы русского классического балета, народный артист СССР, родился 2 января 1927 г. в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в семье служащего. Однако его дядя по материнской линии Георгий Розай был танцовщиком, участником Парижских сезонов Сергея Дягилева.

Балетный театр Юрия Григоровича Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Юрий Николаевич Григорович.  / Фото: Александр Макаров/РИА Новости

В 1946 г. Григорович окончил Ленинградское хореографическое училище и был принят в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (ныне – Мариинский театр). Несмотря на успешную исполнительскую карьеру, он всегда мечтал стать хореографом.

В 1948 г. в Ленинградском ДК имени Горького Григорович поставил свои первые балеты «Аистёнок» и «Семеро братьев». Однако подлинный успех пришел к нему после постановки на сцене Кировского театра балетов «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова. В 1964 г. Григорович был приглашен в Москву, где он, возглавив балетную труппу Большого театра, поставил еще 14 спектаклей. Первыми стали «Щелкунчик» Чайковского (1966) и «Спартак» Хачатуряна (1968), который был удостоен Ленинской премии за создание хореопоэмы, воспевающей бессмертие героического подвига. Позже, в разные годы Григоровичем были поставлены «Иван Грозный» на музыку Сергея Прокофьева (1975), «Ангара» Андрея Эшпая (1976), «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева (1978, 1979), мировая премьера которого состоялась в Парижской национальной опере, «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1982). В редакции Григоровича в Большом театре представлены постановки классических балетов «Спящая красавица» (1963, 1973) и «Лебединое озеро» (1969, 2001) Чайковского, «Раймонда» (1984, 2003) Глазунова, «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994) Адана, «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» (1994) Минкуса…

В 1974–1988 гг. Григорович был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории, а с 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской академии хореографии.

Григорович является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца, президентом основанного им Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО, Международного союза деятелей хореографии, фонда «Русский балет».

С 1992 г. он президент программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), ежегодно присуждающей призы за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Кроме того, Григорович является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», а также он неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии...

В 1996 г. он организовал Театр балета в Краснодаре (ныне балетная труппа краснодарского Музыкального театра «Премьера»).

Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий: Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами и медалями России и многих иностранных государств.

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), многосерийный телефильм «Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой» (1998)…

Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.