Top.Mail.Ru
- Город

Марк Захаров: Театр без поддержки не выживет

Сергей Собянин рассказал о сроках открытия парка «Остров мечты»

Прощание с Лужковым пройдет в храме Христа Спасителя 12 декабря

Центров госуслуг становится больше

Дедушка убитой студентки РУДН раскрыл подробности трагедии

Москвичи собрали 43 тонны продуктов для пенсионеров

Грета Тунберг признана Человеком года по версии Time

Спасти еду, чтобы спасти людей

Топ-5 грехов новой Мосгордумы

Каких специалистов ценят в столице больше всего

Найденная в Италии картина может оказаться шедевром Климта

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Назван главный цвет 2020 года

Тодоренко ответила на вопрос Собчак, кто содержит семью

Личные вещи Людмилы Зыкиной продадут на аукционе в Москве

Марк Захаров: Театр без поддержки не выживет

Вот уже сорок пять лет «Ленком» задает высочайшую творческую планку для современного театра, являясь флагманом для других столичных коллективов.

Марк Анатольевич, что наиболее важного, с вашей точки зрения, происходит сегодня в московских театрах?

— Думаю, что одна из заметных тенденций — ставка на современных писателей. Тех, кто живет рядом с нами, проходит через все перипетии, невзгоды и радости бытия. В этом смысле наши спектакли оказались достаточно плодотворными — и «Вальпургиева ночь» по произведениям Венедикта Ерофеева, и «День опричника» по романам Владимира Сорокина. Особенно «День опричника»: он злободневен, несмотря на то что действие там происходит «через сто лет после премьеры». Говоря в целом, жизнь и других московских театров достаточно разнообразна.

Кого из нынешних столичных режиссеров вы бы выделили?

— Интересно работает Юрий Бутусов (ставил спектакли в «Сатириконе». — «ВМ»). Я симпатизирую Евгению Писареву (Театр имени Пушкина, МХТ имени Чехова, Большой театр). Держит марку качества Сергей Женовач в своем Театре-студии. Я мог бы еще перечислить фамилии, но боюсь кого-то забыть и обидеть.

Как российский театр вписывается в контекст мирового театрального движения?

— Мне видится, что сейчас нет какого-либо доминирующего направления, поскольку присутствует ставка на разно образие. Хотя недавно еще многим казалось, что на театре одно модно, а другое устарело. Сейчас такого ощущения нет, а есть многовариантность театральных поисков. Эта тенденция доминирует и в Москве, и в России, и в Европе. Там тоже идут поиски различных стилистических направлений. Это, помоему, правильно и хорошо.

Двадцать пять лет назад вы с юмором говорили, что цена на театральный билет должна быть чуть ниже стоимости бутылки шампанского. А сегодня?

— Сейчас у театров появилось право самим определять стоимость билета. Существует ошибочное мнение, что выручка в кассе — и есть весь бюджет. Но русский репертуарный театр, к сожалению, не может существовать только на деньги от продажи билетов. Нужна государственная помощь или надежная, вполне определенная помощь меценатов, которая всегда существовала на театре с начала XX века. Причем заблуждение о возможной самоокупаемости театров настолько сильно, что периодически мы слышим предложения снять репертуарный театр с государственных дотаций. Такое решение стало бы катастрофой.

И что, даже коммерчески успешный «Ленком» не смог бы в этих условиях выжить?

— Не смог бы. Мхатовским артистам, когда только организовался Художественный общедоступный театр Станиславского и Немировича-Данченко, тоже казалось, что они смогут сами просуществовать. Но это оказалось ошибкой. И если бы не Савва Морозов, театр не смог бы сделать лучшие из своих спектаклей — ни в начале века, ни в 1920-е годы.

Чем же тогда объясняется окупаемость зарубежных антреприз?

— Когда все ресурсы — финансовые и актерские — собираются под один проект (что невозможно в условиях русского репертуарного театра), то таковой действительно может существовать достаточно долго, разъезжая по регионам. Но антреприза, в принципе, себя давно дискредитировала. К ней множество претензий по части качества, аппаратуры, сценографии, театральных идей. И хотя я с уважением отношусь к проявлению любых сценических поисков, это все-таки не генеральное направление в театре. Репертуарный русский театр мне дороже.

Режиссер Марк Захаров / Елена Горбачева, "Вечерняя Москва"

Режиссер Марк Захаров

ФОТО: Елена Горбачева, "Вечерняя Москва"

Сегодня ведется много споров о новой театральной реформе. Скажите, как вы к ней относитесь?

— Вы знаете, мы с надеждой на это смотрим, но применительно к другим коллективам. Потому что «Ленкому» все-таки помогают: мы получаем определенную сумму на зарплату актерам. Все остальное зарабатываем с помощью наших продюсеров, которые предоставляют стартовый капитал для того, чтобы мы сделали стоящий спектакль, который сможет заинтересовать московского зрителя. Что сегодня очень трудно. У нас тут был достаточно откровенный разговор за круглым столом, где собрались под руководством президента руководители московских и региональных театров. Там приводился пример: когда кто-то приезжает из близких друзей в Москву и спрашивает, что посмотреть в театре, специалисты обозначают три-пять спектаклей. Вот попасть в эту обойму, которую надо непременно увидеть и оценить, — очень сложно. И это должна быть одна из стратегических задач столичного театра вообще и «Ленкома» в частности — делать спектакли, которые сегодня могли бы серьезно заинтересовать публику.

Чем вы собираетесь удивлять эту публику в следующий раз? Говорят, что вы по ночам пишете новую сценическую фантазию…

— Я изучаю Шекспира, которого, признаюсь, всю жизнь опасался. Но сейчас, после Сорокина, я осмелел. И думаю, что можно все-таки попробовать, как говорил герой Евстигнеева, «замахнуться на Вильяма нашего…» Образы Фальстафа и Генриха IV очень привлекательны. Не уверен, что что-то получится и сделаю интересную театральную версию. Но я над этим сегодня работаю и думаю.

Новости СМИ2

Игорь Воеводин

Это вам не «Мисс Вселенная»

Олег Капранов

Смартфон у ребенка отбирать нельзя. Тем более в школе

Анатолий Горняк

Хотите справедливую зарплату? Смешно

Ирина Алкснис

Прекрасный мэр своего времени

Георгий Бовт

«Нормандская четверка»: ради чего собрались

Ольга Маховская, психолог

Девочка в больнице: как ей помочь

Сергей Хвостик

WADA, расстреляйте нас всех

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства