Столичные театры перевели на грантовую систему
Как подчеркнул Иосиф Райхельгауз, сейчас в столичные театры регулярно ходят только семь процентов москвичей / Фото: Павел Смертин/ТАСС

Столичные театры перевели на грантовую систему

Культура
С начала года в столичных театрах вводится система поддержки и развития театрального искусства посредством грантов. Член Совета худруков театров и концертных организаций, режиссер Иосиф Райхельгауз рассказал «ВМ» о том, как это новшество отразится на театральном искусстве.

Он отметил, что идея театральных грантов в принципе неплохая. Но остается вопрос относительно того, как она будет реализована.

— Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников разработал грантовую систему с учетом всех наших особенностей — и ни у кого из деятелей театра к ней нет серьезных замечаний. Разумеется, все худруки театров ознакомились с ней, она прошла обсуждение, — рассказал Райхельгауз. — На мой взгляд, будет оправданно участие совета художественных руководителей театров. Однако у меня возникают сомнения относительно того, как будет учитываться мнение нашего совета.

Опосредованно на распределение грантов будут влиять и зрители.

— Люди — часть театрального пространства, и это пространство необходимо хорошо знать, любить. Мнение зрителей — это касса, которая сыграет не последнюю роль во время распределения грантов, — уточнил режиссер.

Дело в том, что совет худруков создан два года назад, и за это время собирался всего дважды. Основные вопросы попрежнему решают чиновники. К сожалению, существенная часть из них не ходит в театры, не смотрит спектакли, и поэтому не очень понятен принцип принятия тех или иных решений относительно учреждений культуры.

Отдельно Райхельгауз рассказал о том, как такая система поддержки театров функционирует на Западе — режиссер на зарубежных подмостках ставил ряд спектаклей.

— Директор театра или продюсер вручает грант на постановку, и художественный руководитель отвечает только за качество спектакля, и все. При этом не требуется детального отчета о том, куда потрачены средства. Например, можно пойти на барахолку и купить дорогой реквизит для спектакля, не принося чеков. На свое усмотрение можно пригласить знаменитого хореографа и самостоятельно обозначить сумму гонорара, — рассказал театральный деятель.

Кроме того, он отметил, что в Москве существует проблема так называемых неэффективных театров, которые периодически пытаются закрывать.

— У нас выросло замечательное поколение молодых режиссеров. Взять так называемый неэффективный театр, у которого маленькая посещаемость и, соответственно, существенно отстают и другие важные показатели, например доходы, — пояснил режиссер. — Для их поддержки можно было бы назначать на должности художественных руководителей, главных режиссеров молодых деятелей искусств. Уверен, что они способны возродить небольшие учреждения культуры, привлечь зрителей. И у нас есть такие примеры.

Однако, как подчеркнул Иосиф Райхельгауз, сейчас в столичные театры регулярно ходят только семь процентов москвичей. Некоторые вообще никогда в жизни не посещали подобные учреждения.

— Думаю, что нужно привлекать горожан, ставить спектакли, учитывая их пожелания. Можно показывать анекдоты, комедии, — уточнил театральный деятель.   

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Google newsGoogle newsGoogle news