«Чипполино» вновь на московской сцене
Мировая премьера балета «Чиполлино» состоялась в 1974 году в Киевском оперном театре, где Генрих Майоров работал балетмейстером. За него создатели и ведущие исполнители получили тогда Государственную премию СССР (1976).
Скоро Генриха Майорова пригласили для постановки «Чиполлино» в Большой театр. Московский спектакль (1977) отличался от киевского сценографией художника Валерия Левенталя и звездным составом исполнителей (Цивин, Сорокина, Кондратьева, Лагунов, Цискаридзе, Лиепа, Радченко…). Успех был феерический: хорошие современные детские спектакля – большая редкость на балетных сценах
Важную роль в эмоционально-художественном воздействии нового спектакля играло его сказочное по красоте и образное по содержанию изобразительное решение, создаваемое в единстве с хореографическим. Благодаря уникальному творческому союзу Карэна Хачатуряна, Генриха Майорова, Валерия Левенталя и появился московский «Чиполлино» – этот по-своему уникальный балет, гармонично соединяющий все элементы балетного спектакля: музыку, хореографию, сценографию.
Критики отмечали новые художественные возможности синтеза виртуозного классического танца и современной бытовой пластики, сочетания комедийности, характерности, пародийности, острого гротеска и лиризма, позволявшие хореографу создавать индивидуальные пластические характеристики персонажей.
Из-за технически сложной, но на редкость образной хореографии балет «Чиполлино» часто называют детским «Спартаком». Справедливо, но только отчасти. Думаю, свой вклад в это лестное сравнение внес Марис Лиепа, сделавший Принца Лимона талантливой пародией на Красса.
Московская премьера положила начало триумфальному шествию «Чиполлино» по России и за ее пределами, которое продолжается по сей день.
Сказку итальянского писателя Джанни Родари (1920–1980) «Приключения Чиполлино» знают у нас все, или почти все: кто ее не читал, тот наверняка видел мультфильм.
Так что теперь на балет «Чиполлино», имеющий славную историю, часто ходят целыми семьями: старшее поколение – с чувством ностальгии о детских и юношеских эмоциях и исполнителях прежних лет; младшие сравнивают представляемое на сцене с тем, что видят в реальной жизни. Дети легко переводят язык музыки и танца на доступный им язык чувств и мыслей.
Но Майоров не был бы Майоровым, если бы перенес постановку 70-х годов прошлого века в век нынешний без учета духа времени, ведь эта «садово-овощная» история, независимо от сюжетной канвы, о людях: их чувствах, мыслях и поступках, душевных муках и холодном расчете, их величии и ничтожестве, благородстве и подлости… Обстоятельства со временем меняются, а человек в своей сущности остается прежним, как десять, как сто… двести лет назад.
Сохранив общую смысловую и хореографическую концепцию «Чиполлино» образца 1977 года, Майоров придал нынешнему спектаклю дополнительный динамизм, сделав акцент на танцевально-игровых моментах, массовых сценах и блестяще разработанных танцевальных ансамблях. Музыкальная партитура Хачатуряна и масштаб сцены позволяли это сделать. И что интересно: талантливо придуманные когда-то сольные партии и дуэты от этого только выиграли. Спектакль получился театральным и зрелищным.
Еще одной особенностью обновленного балета «Чиполлино» стал сложившийся актерский ансамбль. Солируют в нем Дмитрий Прусаков (Чиполлино), Даниил Росланов (Граф Вишенка), Екатерина Первушина (Магнолия), Михаил Евгенов (Принц Лимон), Никита Иванов (Синьор Помидор) – танцовщики виртуозные, пластичные и драматически одаренные.
Сосредоточенное внимание юных зрителей и одобрительные аплодисменты в конце каждой сцены – высшая, на мой взгляд, оценка самого взыскательного и самого благодарного зрителя – детей и подростков.
У балета «Чиполлино» счастливый финал. Майоров тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного зрителя оптимизм и надежду.