- Город

Пьеса «Вальпургиева ночь»: все в белом

Сергей Собянин: Никакой второй волны COVID-19 в ближайшее время не ожидается

Утвержден новый критерий для поэтапного снятия ограничений в Москве

Москвичей предупредили о всплесках аллергии до конца августа

Проведение бесплатного тестирования на антитела к COVID-19 продлили в Москве

Банковские услуги: что ценят клиенты во время пандемии?

«Эрдоган — негодяй»: в Госдуме предложили объявить бойкот Турции

Какие ограничения сохранятся в Москве после 13 июля

«День национального позора»: эксперты — о переносе Дня России

Экономист объяснил бесполезность деноминации рубля

Онищенко оценил вероятность эпидемии бубонной чумы в России

«Ненавижу»: появились подробности переписки доцента Соколова и Ещенко

«Подло и пошло»: почему Пенкин отказывается общаться с Михалковым

«Без мучений и таблеток»: Фадеев раскрыл секрет своего похудения

Врачи назвали главные признаки наследственного алкоголизма

Вокалист «Руки вверх» рассказал о песне, которая сделала его миллионером

Пьеса «Вальпургиева ночь»: все в белом

Премьера спектакля приурочена к 80-летию автора пьесы Венедикта Ерофеева

ФОТО: из личного архива театра МОСТ

В московском театре «Мост» — премьера спектакля «Вальпургиева ночь, или Шаги командора», поставленная к 80-летию автора пьесы Венедикта Ерофеева. Режиссер Евгений Славутин создал новую редакцию своего эпохального спектакля, который шел на сцене Студенческого театра МГУ в 1989 году.
Пьеса «Вальпургиева ночь» — это исповедь-озарение Венедикта Ерофеева. Он написал ее после пребывания в психиатрической клинике. Автор страдал тем же недугом, что и главный герой произведения Гуревич (актер Георгий Антонов), — расстройством нервной системы из-за злоупотребления алкоголем. В том числе и «белой горячкой».

Пьеса «Вальпургиева ночь» – это исповедь-озарение Венедикта Ерофеева / из личного архива театра МОСТ

Пьеса «Вальпургиева ночь» – это исповедь-озарение Венедикта Ерофеева

ФОТО: из личного архива театра МОСТ

Белые стены театра «Мост» идеальны для спектакля с подзаголовком «безумная больница в трех отделениях». Белый цвет — цвет избранных, изгнанных, отчасти святых, отчасти проклятых. Как и Веничка, главный герой другого произведения Ерофеева «Москва-Петушки», Гуревич часть своей жизни прожил подобно одинокому степному волку, который мечется по просторам России в поисках понимания, которого не находит. Но Гуревич по возрасту моложе Венички, и впереди у него масса времени для того, чтобы обрести или покой, или счастье.

Автор страдал тем же недугом, что и главный герой произведения Гуревич / из личного архива театра МОСТ

Автор страдал тем же недугом, что и главный герой произведения Гуревич

ФОТО: из личного архива театра МОСТ

В первые же минуты пребывания в психушке Гуревич задается вопрос: «Неужели я объехал весь свет для того, чтобы узнать, что в Архангельске лучше сдавать посуду на улице Розы Люксембург?» Гуревич не говорит, что он прочитал тысячи книг тоже не для того, чтобы сойти с ума от пьянства, но эта мысль проходит через пьесу и спектакль. Он оказывается в закрытом учреждении, привязанным к постели с людьми не обремененными интеллектом и знаниями, но все они в одинаковом положении, и у каждого свой крест и свой порок.

Помогают ли Гуревичу в психушке его философские знания? Вряд ли, ведь за каждую цитату мудрецов и умников он получает побои и пилюли смирения. Но при этом автор, а за ним и режиссер показывают, что в Гуревиче все же есть сила, и эта сила — не только в большом количестве прочитанных книг, но еще и в личном опыте. Жизнь вытолкнула Гуревича из библиотек и научных кафедр на самое дно, но в этих падениях-полетах и обратно есть проблески истины. И оптимизм. Главный герой пьесы всерьез считает, «что самое лучшее впереди».

В спектакле заняты молодые артисты. Наблюдать за их эмоциями, превращениями очень интересно. Они играют людей из эпохи своих отцов или даже дедов, которая по сути диаметрально противоположна нынешней. И в их игре чувствуется огромное желание понять то время, людей и полюбить. Прямо-таки ощущается неравнодушие к судьбе человека и возмущение: «Почему же так происходит, почему так беспросветно?».

Неужели я объехал весь свет для того, чтобы узнать - что в Архангельске лучше сдавать посуду на улице Розы Люксембург? / из личного архива театра МОСТ

Неужели я объехал весь свет для того, чтобы узнать - что в Архангельске лучше сдавать посуду на улице Розы Люксембург?

ФОТО: из личного архива театра МОСТ

Витя-гроссмейстер (Роман Зуев) отказывается есть Белую королеву. Для него, пожирателя материальности, она — святая. Белая идея спасения мира, человека, жизни — главная идея «Вальпургиевой ночи». Спасается ли Гуревич и другие асоциальные типы — зритель узнает к финалу спектакля.

Кстати, Евгений Славутин сократил свою первую подробную версию спектакля больше, чем на два часа. Потому что считает, что «у современного человека осталось еще меньше времени на спасение, чем 20 лет назад».

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

163 093 + 1 107 (за сутки)

Выздоровели

227 363 + 568 (за сутки)

Выявлено

4 116 + 29 (за сутки)

Умерли

Ольга Кузьмина  

В чем странности этого лета

Александр Лосото 

Лев Кассиль: возвращение из Швамбрании

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Первым появляется росток

Михаил Бударагин

Парламентариям не место на ток-шоу

Алиса Янина

Как я отдыхала в Крыму

Николас Коро, маркетолог

То ли распродажа, то ли обман

Георгий Бовт

Возможен ли майдан по-белорусски

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите