Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Евгений Водолазкин: Школьникам нужно дать понять, что литература продолжается

Развлечения
Евгений Водолазкин: Школьникам нужно дать понять, что литература продолжается
«Я не думаю, что в обязательной школьной программе по литературе нужны современные авторы. Классики хватит. Это уже отстоявшееся, всеми признанное. А если мы сейчас начнем спорить, кто из нас достоин или кто не достоин быть включенным в школьную программу, то будут разные мнения» / Фото: тасс
Автор книг, ставших бестселлерами, – «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – почти две недели провел в столице, ежедневно устраивая сразу по несколько творческих встреч с читателями. Повод для этого был весьма знаковый – в декабре в «Редакции Елены Шубиной» вышел его новый роман «Брисбен». Книга о музыканте-виртуозе, который на пике своего успеха вынужден из-за болезни прервать выступления и теперь пытается найти новый смысл существования, перебирая воспоминания о детстве и юности. Перед отъездом в родной Санкт-Петербург Евгений Водолазкин пообщался с корреспондентом «ВМ».

- Евгений Германович, мне почему-то показалось, что ваш новый роман - он уже совсем про вас. Про человека, который живет исключительно музыкой, как герой пьесы Зюскинда «Контрабас». Но после болезни он не может играть на гитаре и вновь пытается найти себя. Вы ведь тоже много десятилетий подряд жили академической жизнью ученого-филолога, а затем попали в мир большой литературы.

- И да, и нет. Это действительно книга обо мне, но только в том отношении, что я подарил своему герою много автобиографических черт. С другой стороны - эта история не обо мне, потому что черты своего характера я отдал человеку, который в основе своей просто другой и совсем на меня не похож. Часто внешнее сходство героя произведения с автором лишь подчеркивает несходство. Хотя в данном случае вы правы. Сходства в этом романе главного героя со мной гораздо больше, чем в других моих книгах. Можно сказать, что этот роман гораздо более автобиографичный, чем другие. Например, главный герой романа - гитарист. И я тоже когда-то учился играть на гитаре. И даже на домре. А что касается Зюскинда, то я бесконечно люблю творчество этого писателя.

- Когда вы анонсировали выход нового романа, сказали, что «в сравнении с вашими прошлыми книгами, в новой вы продвинулись в направлении читателя». Значит ли это, что от романа к роману мы будем получать «нового» Водолазкина?

- Нет. Я остался тем же самым автором. Когда-то Леонид Юзефович сказал: «Ваши романы не похожи один на другой, а Вы не похожи на свои романы». Это высказывание я рассматриваю как похвалу. Надеюсь, в романе «Брисбен» мне тоже удалось сохранить это качество.

- Интересно, а как бы сейчас отреагировал на литературные успехи Евгения Водолазкина его бывший руководитель - академик Дмитрий Лихачев? Порадовался бы за него?

- Даже не знаю. Он очень не любил, когда человек занимается не своим делом. Мне кажется, Дмитрий Сергеевич предложил бы мне сначала хорошо подумать. Но, если бы он убедился в том, что я действительно сознательно на это пошел, то в конце концов одобрил бы мой выбор. То есть, если бы он увидел, что это серьезно, что это не поиски славы, успеха, а стремление что-то сказать, когда возникло что сказать. Ведь до того момента, как я начал писать, мне и сказать-то особо нечего было. Вот я и молчал.

- Вас приглашают в жюри литературных конкурсов, попечительских советов. Соответственно, следите за новинками. Назовите три произведения уходящего года, которые вас наиболее впечатлили.

- Если ограничиться этим годом, то это романы Алексея Варламова «Душа моя Павел», Григория Служителя «Дни Савелия» и Гузель Яхиной «Дети мои». Но это короткий список. Хороших книг гораздо больше.

- А за событиями в других сферах искусства следите?

По мере сил. Сейчас в моей жизни стало актуальным кино. В первую очередь, потому что хотят экранизировать мои романы «Лавр» и «Авиатор». Кроме того, в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона должна состояться моя встреча с режиссером Кшиштофом Занусси. Мы с ним познакомились на Валдайском форуме, где он мне рассказал, что они с женой искали «Лавра», хотели прочитать. А я как раз взял с собой польский перевод этой книги, подарил ему и пригласил на книжный форум. Он заинтересовался и пообещал прилететь на один день. Я писатель, а он режиссер, и мы будем говорить о том, как связаны между собой эти два вида искусства - кино и литература.

 

Евгений Водолазкин: Школьникам нужно дать понять, что литература продолжается Фото: Волков Павел

- Вы сейчас ведете активную общественную жизнь, много разъезжаете по стране, участвуете в мероприятиях. Трудно подстроиться под такой ритм жизни после работы в архивах и писательского труда?

- Последние месяцы у меня вообще получается шестнадцатичасовой рабочий день. А в Москве мой график еще более сгустился. Я уже привык к такому ритму. Вместе с тем, я себе его позволяю, когда не работаю над новой книгой, а только обдумываю ее. Но вот когда пишу роман, то могу залечь на дно, то есть закатиться на дачу и не отвечать на телефонные звонки. Это происходит, когда я чувствую, что могу не потянуть ни то, ни другое, и нужно сконцентрироваться на чем-то одном.

- А привычка читать, как минимум, два часа в день древнерусские тексты осталась?

- Я и больше раньше читал. Но сейчас это делать становится все сложнее и сложнее. Хотя не могу сказать, что я окончательно потерянный для древнерусской литературы человек.

- Сейчас ведется очень много споров о том, стоит ли изучать в школе современную литературу, или ограничиться классикой. Вы на чей стороне?

- Я не думаю, что в обязательной программе по литературе нужны современные авторы. Классики хватит. Это уже отстоявшееся, всеми признанное. А если мы сейчас начнем спорить, кто из нас достоин или кто не достоин быть включенным в школьную программу, то будут разные мнения. Консенсуса в этом вопросе не достичь никогда. Хотя мне кажется, что детям полезно читать современную литературу. Но это может быть, допустим, внеклассное чтение, книги, которые учитель рекомендует по своему разумению. То есть я не могу сказать, что я противник современной литературы в школе, но при изучении она не должна становиться вровень с классикой. Нужно лишь дать понять, что литература продолжается.

- Кстати, о детской и подростковой литературе. У вас не возникало желания попробовать себя в этом?

- Для того чтобы написать такую книгу, надо быть больше чем писателем. Для этого надо иметь какие-то качества, которые позволяют с детьми говорить просто. Ведь с ними нельзя общаться, писать для них, пользуясь какими-то вычурными стилями. С детьми надо быть настоящим. Хорошим детским писателем быть очень сложно, и я не чувствую в себе такого таланта.

- Тогда будем ждать от писателя Водолазкина серьезных книг. Когда уже следующая - в наступающем году?

- Ну, не в следующем году - это точно. Я не пишу книгу за год. В среднем на новый роман у меня уходит года три. Но уже со следующего года начну писать новый роман. И даст Бог - напишу.

ДОСЬЕ

Евгений Водолазкин, российский писатель, литературовед, доктор филологических наук.

После окончания Киевского университета поступил в аспирантуру Института русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом), в Отдел древнерусской литературы, возглавляемый академиком Дмитрием Лихачевым. С начала 2000-х годов наряду с исследованиями в области древней и новой русской литературы печатает публицистические и научно-популярные работы. Приблизительно в это же время начал заниматься и литературным творчеством. Изданный в 2009 году роман «Соловьев и Ларионов» стал финалистом Премии Андрея Белого и «Большой книги».

С 2012 г. Евгений Водолазкин – главный редактор пушкинодомского альманаха «Текст и традиция». В 2015 году написал текст «Тотального диктанта». С 2018 года включен в состав Совета при Президенте по культуре и искусству. Живёт в Санкт-Петербурге. Жена — литературовед Татьяна Руди, дочь Наталья.

КСТАТИ

По версии газеты The Guardian, роман Евгения Водолазкина «Лавр» вошёл в Топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге.

В рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, занял 25-е место. Это самое высокое место среди ныне живущих авторов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.