Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Культура «короткой воли»

Развлечения
Древние римляне считали, что люди должны понуждаться к добродетели. Точно так же они должны понуждаться к культуре.

В каждую эпоху эта проблема решается по-разному. Иногда новая культура растет на фундаменте прежней, иногда самоутверждается на ее обломках. Ранняя советская культура была воинственно враждебна буржуазной культуре царской России.

В отвал ушли не только сброшенный с корабля современности Пушкин, но и классическая русская живопись, музыка, скульптура, архитектура, философия. Особо изощренному поруганию подверглось все, что имеет отношение к православию. В годы перестройки писатель и историк Петр Паламарчук издал в Париже многотомную энциклопедию уничтоженных в России храмов, церквей, исторических зданий. 

До середины тридцатых годов советская культура существовала как «вещь в себе», эксплуатируя революционный пафос восставших против вековой несправедливости масс, выдавая шедевры типа «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна, поэм Маяковского, пролетарского фарфора, башни Татлина, картин и фотографий Лисицкого и Родченко.

Ранняя советская культура была полна пафоса переустройства мира, но была лишена национального содержания. Это была культура изначально утопическая, ощупью выходящая на некие смутные всемирные идеалы всеобщего равенства, братства и счастья, которые противоречиво сочетались с жестокостями кровавой классовой борьбы.  

Настоящая советская культура — «Тихий Дон» Шолохова, стихи Пастернака, исторические романы Алексея Толстого, сталинский ампир в архитектуре, «Василий Теркин» Твардовского, «Александр Невский» Эйзенштейна, «Летят журавли» Калатозова, «Застава Ильича» Хуциева, «Я шагаю по Москве» Данелии — превратилась в важную часть мировой культуры только тогда, когда в государственной политике произошел отказ от безнационально-революционного начала. Когда твердо определившее свое место в мире и свои стратегические приоритеты советское государство пронизало культуру универсальной арматурой, синтезирующей классовые, национальные и идейные корни всей предыдущей исторической России. Точкой сборки новой культуры, существующей сегодня в режиме исчезновения, стало празднование пушкинского юбилея в 1937 году.

Это был странный юбилей. Погибший сто лет назад Пушкин как бы возрождался к новой жизни — уже не в феодальной, а в социалистической России. Старая Россия убила гения. Новая — воскресила его в столетний юбилей со дня смерти. Советская власть обрела силу и право на будущее, а потому утратила страх перед старой, некогда чуждой культурой. 

Культура «короткой воли» Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Понуждать (с детского сада до дома престарелых) народ к культуре имеет возможность только уверенное в себе государство, проектирующее жизнь граждан на десятилетия вперед. Для этого оно должно понимать культуру. Но еще яснее оно должно понимать само себя: что строим, куда движемся, какое будущее нас ожидает? Именно здесь реализуется, приобретает созидательное наполнение та самая воспетая Львом Гумилевым «длинная воля» пассионарных творцов, причем не только в культуре. Если этого нет, торжествует «короткая воля» циников, воров и мошенников. Культура обречена на вырождение, если государство демонстративно ее игнорирует, оставляет без поддержки, не генерирует проекты увлекающихся творческих людей.

Заступает зрелище, шоу-бизнес, ток-шоу и прочие низкопробные заменители. Наглядное свидетельство — перечень певцов, юмористов, телевизионных ведущих и шоуменов, каждый год удостаиваемых в России высших государственных наград. Предоставленная самой себе культура течет в пустоту, фальшь и воровство, что мы и наблюдаем сегодня.  

В последние дни мне пришлось трижды встречаться с молодыми людьми — с юнкорами «Вечерней Москвы», молодыми писателями на Всероссийском совещании, со студентами РАНХиГС. Меня искренне порадовало поголовное презрение молодежи к той культуре, которую пропагандирует сегодня телевидение, «премиальная» литература, прочие занимающиеся этим делом организации. В обществе определенно созрел (и перезрел) запрос на новые смыслы, накопилась усталость от заворачиваемой в красивую обертку (раньше антисоветской, сегодня все чаще карикатурно-патриотической) пустоты. Настало время если и не понуждать, то хотя бы объяснять людям, что такое настоящая культура, которой так богата наша страна. «Длинная воля» в людях творчества не иссякла, она копит силы и ждет внимания к себе.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.