Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Прощай же, грусть: 10 известных стихотворений Поля Элюара

Развлечения

Эжен Эмиль Поль Грендель появился на свет 14 декабря 1895 года в Сен-Дени, в семье богатого торговца недвижимостью. Здоровье мальчика было слабым, и в 1912 году, заболев туберкулёзом, он уехал лечиться в санаторий в Швейцарии. Там же в это время находилась Елена Дьяконова, ставшая вскоре известной на весь мир под именем Гала. 17-летний Поль был покорён красивой, образованной и талантливой сверстницей. Именно она вдохновила его на первый порыв любовной поэзии, подхваченный в дальнейших его работах. В 1917 году Поль и Гала поженились, а через год у них родилась дочь Сесиль.

В 1917 году поэт, участвовавший в Первой мировой войне, опубликовал первый сборник стихов "Долг и тревога", подписанный фамилией Элюар. Вернувшись с войны, он сразу же окунулся в творческую жизнь Парижа, познакомился с Андре Бретоном, Луи Арагоном и Максом Эрнстом. В это время Элюар издал сборники авангардистских стихов "Животные и их люди, люди и их животные" (1920) и "Примеры" (1921) - истоки дадаизма. Лучшим другом и единомышленником Элюара стал Макс Эрнст. В условиях царивших тогда свободных нравов, он поселился в доме Элюара и сблизился с Гала. Так сформировался знаменитый любовный треугольник "Элюар-Гала-Эрнст".

В 1929 году Элюар познакомился с Сальвадором Дали. Эта встреча стала роковой: между Дали и Гала, которая была на 10 лет старше, вспыхнула настоящая любовь. Образовалась одна из самых красивых и необычных пар XX века. В 1930 году Гала ушла от Элюара к Дали. Развод состоялся в 1932 году, а в 1934 году Элюар женился на своей подруге Нуш (Марии Бенц), талантливой танцовщице, акробатке, модели, поэтессе и просто красавице, ставшей его новой музой.

В 30-е годы Элюар активно выступал против франкистского движения в Испании, сошёлся с Пабло Пикассо. Вдохновившись знаменитой "Герникой" художника, он написал поэму "Победа Герники". В 40-е годы Элюар активно участвовал в подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов, писал стихи, поддерживающие дух партизан. Они составили сборники "Открытая книга I", 1940; "На нижних склонах", 1942; "Открытая книга II", 1942). Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений поэта "Свобод" разбрасывались над Францией с английских самолётов. Поэт также был активным членом коммунистической партии.

Радость от окончания второй мировой войны была омрачена смертью Нуш. Элюар ушёл в миротворческую деятельность, путешествовал по всему миру, участвуя в различных мирных конгрессах. В это время активно развивалась его гражданская лирика, воплощённая в сборниках "Посвящение" (1950), "Суметь всё сказать" (1951). В 1951 году совместно с Пикассо поэт выпустил выпустил сборник "Лик всеобщего мира". В 1951 году он в третий раз женился - на Доминик Лемор, чему посвятил романтический сборник стихов "Феникс", наполненный счастьем вновь обретённой любви. В феврале 1952 года поэт посетил Москву, представляя французскую культуру на мероприятии, приуроченном к юбилею Виктора Гюго.

В ноябре 1952 года Поль Элюар скончался от инфаркта и был похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.

"Вечерняя Москва" представляет подборку из 10 известных стихотворений поэта (в переводе Мориса Ваксмахера):

Возлюбленная ("Умирать оттого, что не умираешь", 1926)

Всегда у нее открыты глаза,

Они не дают мне спать.

Грезит она среди белого дня,

Она заставляет меня смеяться,

Смеяться, и плакать, и говорить,

Хоть нечего мне сказать.

 

В начале начал ("Любовь поэзия", 1929)

 Я сказал тебе это для туч

Я сказал тебе это для дерева на морском берегу

Для каждой волны для птицы в листве

Для камешков шума

Для привычных ладоней

Для глаза который становится целым лицом

и пейзажем

И которому сон возвращает небеса его цвета

Я сказал тебе это для выпитой ночи

Для решёток у края дорог

Для распахнутых окон для открытого лба

Я сказал тебе это для мыслей твоих и для слов

Потому что доверье и нежность не умирают.

 

Земля вся синяя как апельсин ("Любовь поэзия", 1929)

Земля вся синяя как апельсин

Отныне заблужденье невозможно слова не лгут

Они не позволяют больше петь

Лишь понимать друг друга в поцелуях

Безумцы и объятия любви

Она ее с моими слитые уста

Все тайны все улыбки

И снисходительность одежд

Прикрывших наготу.

Цветут как травы осы

Заря себе на шею надевает

Ожерелье окон

Под крыльями упрятана листва

Все солнечные радости твои отныне

Все солнце на земле

На всех дорогах красоты твоей.

 

К стеклу прильнув лицом как скорбный страж ("Любовь поэзия", 1929)

 К стеклу прильнув лицом как скорбный страж

А подо мной внизу ночное небо

А на мою ладонь легли равнины

В недвижности двойного горизонта

К стеклу прильнув лицом как скорбный страж

Ищу тебя за гранью ожиданья

За гранью самого себя

Я так тебя люблю что я уже не знаю

Кого из нас двоих здесь нет.

 

Чуть измененная ("Сама жизнь", 1932)

Прощай же грусть

И здравствуй грусть

Ты вписана в квадраты потолка

Ты вписана в глаза которые люблю

Ты ещё не совсем беда

Ведь даже на этих бледных губах

Тебя выдает улыбка

Так здравствуй грусть

Любовь любимых тел

Могущество любви

Чья нежность возникает

Как бестелесное чудовище

С отринутою головой

Прекрасноликой грусти.

 

Около полуночи ("Сама жизнь", 1932)

Отворяются двери обнажаются окна

Беззвучный свет ослепляет меня

И ничего не исправишь меня обступают

Мне не нужные существа

Вот дурачок получающий письма из-за границы

Вот дорогое кольцо он серебряным числит его

Вот болтливая женщина с седой головой

Вот бестелесная девушка

Незавершённая безобразная омытая тьмой и бедой

Нелепо увитая мальвами и барвинками

Её нагота её чистота отовсюду видна

Вот море вот корабли на игорных столах

Вот свободный мужчина и вот другой свободный

мужчина и это все тот же

Вот разъярённые звери перед страхом заляпанным

грязью

Мертвецы арестанты безумцы все кого нет

Где же ты почему ты не здесь почему не разбудишь

меня.

 

Все права ("Сама жизнь", 1932)

Притворись

Тенью весенней в весенних цветах

Днём самым коротким в году и полярною ночью

Предсмертною мукою тех кому привиделась осень

Запахом розы и мудрым ожогом крапивы

Расстели прозрачность полотнищ

На лугу своих глаз

Покажи злодеянья огня плоды его вдохновенья

Рай пепла его

Покажи как неясное нечто воюет со стрелкой часов

Покажи нанесённые истиной раны несгибаемость

клятвы

Себя покажи

Не бойся в хрустальных одеждах предстать

Твоя красота неизменна

В глазах твоих слёзы улыбки и нежность

В глазах твоих нет никаких секретов

Нет пределов.

 

Уверенность ("Феникс", 1951)

Если я что-то тебе говорю

это чтоб лучше тебя услыхать

Если я слышу тебя

я уверен, что я тебя понял

Если ты мне улыбаешься

это чтоб лучше меня покорить

Если ты мне улыбаешься

я вижу весь мир пред собою

Если я обнимаю тебя

это чтобы стихи мои никогда не кончались

Если мы живы с тобой

будет всё радостно в мире

А когда я с тобой расстаюсь,

мы и в разлуке помним друг друга

И расставаясь с тобой

мы друг друга опять обретём.

 

И улыбка ("Феникс", 1951)

В мире нет беспросветных ночей

Вы мне верить должны, если я говорю

Если я утверждаю

Что всегда даже в самой кромешной печали

Есть открытое настежь окно озарённое светом

В мире есть мечта начеку

Есть желанье, которое нужно исполнить

Есть голод, который нужно насытить

В мире есть благородное сердце

И пожатье надёжной руки

И внимательные глаза

И жизнь, которая хочет

Чтоб её разделили с другими.

 

Мы двое ("Феникс", 1951)

Мы двое крепко за руки взялись

Нам кажется что мы повсюду дома

Под тихим деревом под чёрным небом

Под каждой крышей где горит очаг

На улице безлюдной в жаркий полдень

В рассеянных глазах людской толпы

Бок о бок с мудрецами и глупцами

Таинственного нет у нас в любви

Мы очевидны сами по себе

Источник веры для других влюблённых.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.