Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Железный сейф Юрия Соломина

Развлечения
Народному артисту СССР, художественному руководителю Государственного академического Малого театра Юрию Соломину 18 июня исполняется 80 лет. Как не зайти к нему с поздравлениями?

— Садитесь, пожалуйста, напротив, — едва я переступаю порог кабинета, говорит Юрий Мефодьевич, снимая белый пиджак со спинки стула.

И я, конечно, сажусь, чтобы спросить о самом важном.

- Малый театр не просто сохраняет традиции русского театра, но сражается за них с идеализмом Дон Кихота. Отчего у вас такое количество противников?

- Русский театр очень близко связан с литературой, музыкой, с образованием. И тут важно понимать вот какую штуку: если у человека есть пробелы в образовании, они влекут за собой совершенно другой уровень общения и отношения к профессии. Вот и получается: юные таланты заканчивают театральные институты, какое-то время работают нормально, а потом их посещают идеи сделать нечто ненормальное, чтобы заметили.

- Вас в тяге к экспериментаторству точно не обвинишь... Возможно, именно в этом сила Малого театра?

- Возможно. Но еще и вот в чем: наш театр не бросает в горе ни актеров, ни технических работников. Мы — семья, родные люди. Правда, как известно, в семье — не без урода. Однако «уроды» у нас по-своему определяются. Видите, в углу кабинета сейф?

- В нем деньги лежат?

- Нет. В нем — документы людей, которые дали слово, что больше не будут нарушать правила и подводить театр. Эти письменные клятвы и хранятся в сейфе. Такая традиция, кстати, была и до того, как я стал руководителем театра.

- Как вам удается балансировать между природной добротой и необходимостью держать театр в «крепких руках»?

- Я, признаться, никогда не думал ни о крепкой руке, ни о сильной ноге... Насколько могу руководствуюсь только своим сердцем и разумом! Знаете, в 18 лет, когда я приехал из Читы в Москву, у меня не было ни крепкого плеча за спиной, ни родственников. Знакомые моих родителей, жившие в Монине, на несколько месяцев приютили меня. А дальше были «руки» тех людей, которые меня воспитали и выучили.

- Можете рассказать немного о них?

- У меня, например, остались письма от знаменитых актрис Веры Николаевны Пашенной и Елены Николаевны Гоголевой с разбором моих ролей. Моя первая учительница в Чите, у которой я учился с 1-го по 4-й класс, до конца жизни присылала письма, в которых ставила оценки за мои роли, которые могла видеть. Замечу, что за роль Миклухо-Маклая она поставила высокую оценку...

Это и есть воспитание, о котором мы беседуем. Казалось бы, какое имеет отношение к театру школьная учительница? А воспитание начинается с детского сада, с первого класса!

- И на чем же воспитывали вас в детстве?

- На сказках, русской литературе, русском фольклоре. Понимаете, на нашей русской культуре воспитывали, а не на западных ужастиках!

- Намекаете, что во всех нынешних проблемах виноват Запад?

- Возможно, я один не понимаю — как можно смотреть мультфильмы с полулюдьми, полукрокодилами? Показывайте детям собачек, кошек, крокодилов, но — настоящих! Нередко, гуляя в скверике со своей внучкой, я вижу родителей, которые не разрешают своим детям подходить к бродячим кошкам, собакам. Я пытаюсь им сказать: «Ну что вы боитесь? Здоровый щенок. Да, грязненький, голодненький — так покормите».

Если так говорить, у ребенка обязательно вырабатывается сострадание к животным... Внутри каждого человека есть некое подобие компьютера из воспоминаний. Когда какая-то кнопка этого, условно говоря, компьютера нажимается, текут слезы. Если ребенка отогнали от собачки, уверен, это нехорошо отразится на формировании его воспоминаний.

- Вы отличаетесь завидным постоянством: за всю жизнь — один театр, одна жена и неизменность убеждений. Неужели никогда не хотелось перемен?

- Одна жена, одна дочка, одна внучка, зато собак и кошек больше, чем пальцев на двух руках... Жизнь складывается так, как складывается. Из кирпичиков. И дом мой стоит на крепком фундаменте.

- Как вам это удалось?

- Не знаю — почему у меня все так прочно, без изменений. Думаю, не последнюю роль играет понимание того, когда помолчать, когда закричать, когда хлопнуть дверью, а потом вернуться, будто ни в чем не бывало… Я формировался в 40–50-е годы — самые трудные, непростые годы после Великой Отечественной войны. Кто-то не выдержал, бросил профессию, и у меня не все гладко складывалось, и были периоды, когда денег не хватало. Хотя, если вспомнить, даже и ботинки какие-то покупали за те 200 рублей в месяц, которые получали. Преодоление сложностей вызывало восторг. Осмелюсь предположить, что вся та новизна, которая сегодня происходит в мире, не доставляет удовольствия 80 процентам населения — все стало слишком доступно.

- Не обидно вам, что Малый театр называют устаревшим, «мхом обросшим»?

- Лет 15 назад пытался доказывать, даже ругаться с такими критиками. Но однажды один мудрый пожилой актер сказал мне: «Юра, а ведь люди ходят, мы ставим, а пусть они попробуют так "плохо ставить", что на все спектакли билеты проданы».

- И вы поверили?

- И я подумал: «А ведь, действительно — публика ходит, иностранцы тоже, при этом цены на билеты не повышаем, премьеры выпускаем, не экономя ни на чем. Да и детские спектакли у нас самые лучшие». После этого перестал спорить.

- Но критику воспринимаете болезненно?

- Уже давно нет. А эти молодые, к сожалению, не в состоянии понять и оценить настоящую классику. Это все тот же вопрос образования.

- Так что же такое классика?

- Попробую объяснить на примере... Если в сибирские пельмени вместо трех сортов мяса начнут добавлять колбасу, тогда это уже будут не пельмени...

- Кулинарные эксперименты вы, кажется, тоже недолюбливаете.

- Я не против разных там «Макдоналдсов», но взрослому человеку нужно понимать, что там — не пища, а зарабатывание гастрита. А если я съем пельмени — настоящие, сибирские — ничего плохого со мной не случится... Островского как ни осовременивай, в какие одежды ни одевай его героев, как ни раздевай их, но в его произведениях настолько железный смысл, что никуда от него не денешься. Это и есть классика.

- Как будете отмечать 80-летие?

- Всю неделю будут идти спектакли, которые я поставил в Малом театре. и состоится вечер для коллектива.

ДОСЬЕ

Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите в семье музыкантов. В 1957 году, окончив училище, Юрий Соломин поступает в труппу Государственного академического Малого театра Союза ССР. С 1988 года является художественным руководителем Государственного академического Малого театра Союза ССР (ныне — Малого театра России). Занимал пост министра культуры РСФСР (1990–1991). Член Союза кинематографистов России, президент Ассоциации русских драматических театров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Леонид Павлючик, кинокритик, член правления гильдии киноведов и кинокритиков

- В последние пять лет Соломин, мне кажется, вообще в кино не снимался. А если и снимался, то эти картины до нас не дошли. А мне кажется, это очень нерачительно, как-то не по-хозяйски это по отношению к актеру такой мощи, обаяния и харизмы. Для мастеров такого уровня нужно специально ставить спектакли и писать сценарии – именно под них. Я вот знаю, например, что он горит мечтой уже много лет сыграть у режиссера Валерия Харченко в картине «Скучная история» по Чехову.

Там сюжет идеально ложится на фактуру Соломина, просто идеально, но денег не выделяют, хотя «отмазки» странные у Минкульта и Фонда Кино: мол, кому сейчас нужно такое кино. Что за разговор смешной, не пойму: кому нужен Чехов, кому нужен Соломин? Да, получилось бы кино не для попкорновской публики, но ведь в том и ценность. Такие фильмы потом десятилетиями живут. А вообще им, конечно, очень много сыграно и переиграно, практически весь чеховский репертуар, кроме разве что Фирса – которого он тоже сыграл бы блестяще (далее).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.