Миледи, лучшая ученица Табакова
- Вы Миледи в инсценировке «Трех мушкетеров» Константина Богомолова в МХТ имени Чехова...
- Это не инсценировка, это импровизация на тему Дюма. Из «Трех мушкетеров» там только персонажи и некоторые перипетии сюжета. Жанр спектакля обозначен как «романтический треш-эпос». Для Миледи Богомолов вообще придумал новую историю — на ней во многом строится интрига.
- Миледи, как и еще одна ваша героиня, миссис Чивли в спектакле «Идеальный муж», — авантюристка, интриганка, опасная женщина...
- В юности я сыграла целую галерею положительных лирических героинь — и это большое везение. Но гораздо интереснее острохарактерные роли.
- Но публика-то ассоциирует актеров с их героями!
- Да, у персонажей могут быть наша пластика, наша индивидуальность, но все равно они — не мы. Артистам неинтересно играть самих себя, хочется понять, разгадать, оправдать другого человека — своего героя. Знаете, я с большим азартом репетирую роли, которые не понимаю, как играть.
- Последние лет пять вас совсем не видно в кино, тогда как еще студенткой снимались в главных ролях и с великими партнерами — Олегом Борисовым, Татьяной Дорониной... Не скучаете по кинематографу?
- Да, в свое время я много снималась, может, поэтому голода по большому экрану и не испытываю. Сниматься ради того, чтобы просто сниматься, я не хочу. И могу только сожалеть о том, что интересных ролей в кино мне не предлагают. Почему так? Вопрос к режиссерам, продюсерам, сценаристам...
Женские типажи в российском кино очень отличаются от европейского и американского кино. У нас много социального, а я вряд ли являюсь выразительницей того типажа, на который у режиссеров большой спрос.
У нас мало фильмов о сильных, успешных женщинах, а именно такие характеры меня привлекают. Не так давно я сыграла таких героинь сразу в двух картинах для Первого канала, но они так и не были показаны.
- Себя, наверное, относите к сильным женщинам?
- В современном мире женщина вынуждена быть сильной и принимать важные решения. Русские женщины всегда отличались душевной силой. Достаточно вспомнить нашу историю, женщин-декабристок и женщин на Великой Отечественной войне. Но почему-то во многих современных фильмах, особенно на телевидении, их показывают зависимыми от мужчин, беспомощными и плачущими. Мне кажется, телевидение отстает от жизни. Если в Европе и США такая трактовка женской доли давно осталась в прошлом, на нашем ТВ все время одна и та же песня, и, увы, она старая — про несчастные женские судьбы.
- Наверное, образ страдалицы интересен домохозяйкам — главной телевизионной аудитории? Все дело в телерейтингах?
- И в театр в основном ходят женщины. Отсюда и такая популярность актеров-мужчин. Зрительницы ходят на артистов, влюбляются в них, восхищаются, да и в спектаклях главные герои — мужчины, а женщины на вторых ролях. Тогда как раньше было наоборот: главными театралами были мужчины, а в театр приходили восторгаться актрисами.
- Сложно ли востребованной актрисе выкраивать время на семью?
- Когда человек все делает по любви, то не сложно. Да, ты тратишься, но и силы к тебе быстро возвращаются. Допускаю, что могла бы прожить и без любимой профессии, но была бы счастлива, не знаю. Она дает полноту ощущений, вкус к жизни, самореализацию, но при этом есть более значимые ценности. Если не буду играть на сцене, это не станет большой потерей для близких, а если перестану о них заботиться, они это почувствуют и это скажется на их жизни.
Осознаю, что близкие нуждаются во мне больше, чем русская сцена, и иллюзий насчет своего значения для русского театра не питаю. Поэтому профессию воспринимаю как роскошь, которую мне позволяет муж.
Далеко не всем мужчинам нравится, когда их жены отдают все время работе, а в нашей семье об этом даже речь не заходит. Я ученица Олега Павловича, и у нас единое ощущение жизни, одни принципы.
- Вы хотели, чтобы сын стал актером?
- Мы не из тех родителей, которые мечтали, чтобы ребенок пошел по их стопам. Павел, как и Олег Павлович, лишен суетливости и ничего специально не делает для того, чтобы понравиться людям. У него была возможность видеть игру больших актеров: Владимира Машкова в спектакле «Матросская тишина», Евгения Миронова в постановке «Бумбараш», Сергея Безрукова в «Психе» и, естественно, своего отца.
- А где учится дочь Маша?
- Маша пошла в четвертый класс Британской международной школы в Москве. Она очень самостоятельная девочка. Но я не имею права говорить о дочери, не спросив ее разрешения. Я и сама не любила, когда мои родители рассказывали обо мне другим людям. Маша еще ребенок, и надо позволить ей наслаждаться своим детством. Маша растет в любви, и все, что мы можем делать для ее развития, мы делаем.
- Вы родились и выросли в Москве. Какие места столицы вам особенно дороги?
- Это те места, где мне было хорошо. Безусловно, Чистые пруды, где мы создавали «Табакерку». А вот туда, где прошло мое детство, возвращаться боюсь, потому что там все изменилось и ушли знакомые люди... Очень боюсь нарушить ту картинку счастья, которая живет в моей памяти. Когда Олег Павлович возглавил Московский художественный театр, полюбила Камергерский переулок, Тверскую улицу, хотя в юности мне не были близки эти места.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КИНОРОЛИ
● «Валентин и Валентина» (1985). Первая главная роль Зудиной.
● «После дождичка в четверг» (1985). Среди партнеров был и Табаков, сыгравший Кощея Бессмертного.
● «Забавы молодых» (1987). Ее героиня — студентка, играющая в любовь с «физруком» ради зачетов.
● «По главной улице с оркестром» (1986). Тодоровский пригласил ее на роль Ксюши, дочери главного героя.
● «Есенин» (2005). Роль Зинаиды Райх, второй жены поэта.
СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД: НЕКОТОРЫЕ СПЕКТАКЛИ С УЧАСТИЕМ МАРИНЫ ЗУДИНОЙ И ОЛЕГА ТАБАКОВА
■ Сублимация любви
Московский театр п/р О. Табакова («Табакерка»)
Режиссер Александр Марин
В спектакле всего три героя, их роли исполняют Олег Табаков, Марина Зудина и Виталий Егоров
■ Безумный день, или Женитьба Фигаро
«Табакерка»
Режиссер Константин Богомолов
Задействованы сливки труппы, а сам Олег Табаков и Марина Зудина играют графа и графиню Альмавива
■ Последняя жертва
МХТ им. А. П. Чехова
Режиссер Юрий Еремин
История вдовы Юлии Тугиной, которая влюбляется в проходимца Дульчина, но вовремя спохватывается и выходит замуж за надежного Флора Прибыткова
■ Чайка
«Табакерка»
В ролях — Олег Табаков, Марина Зудина, Игорь Миркурбанов и другие звезды театра.
Эту версию «Чайки» называют деконструкцией предыдущего эпатажного хита режиссера Константина Богомолова
ДОСЬЕ
Марина Зудина родилась в семье журналиста и учительницы музыки. Ярко выраженными артистическими способностями в детстве не обладала, но мама упорно занималась с ней, развивая в дочери творческое начало. В 1986 году окончила ГИТИС и была принята в труппу Театра-студии под руководством Олега Табакова.
Между педагогом и актрисой начался роман, а через 10 лет они официально оформили отношения. У Зудиной и Табакова двое детей.