- Город

Стефан Ляхович, ветеран войны, публицист: «Яхонтов прославлял русский язык и русскую литературу»

Сергей Собянин отметил роль цифровизации в развитии здравоохранения

Аномально теплая погода ожидается в Москве на следующей неделе

Ветеранам выплатят по 75 тысяч рублей ко Дню Победы

Москва закрепилась в престижных мировых рейтингах

Избивший учительницу школьник наблюдался у психолога

Более 400 человек приняли участие в забеге на ВДНХ

Платные парковки появятся на 80 столичных улицах

Ксения Пунтус лично рассказала о произошедших с ней событиях

Мишустин рассказал Познеру о трех своих желаниях

Актриса Екатерина Климова рассказала о бывших мужьях

Протоиерей объяснил, сколько святая вода сохраняет свои свойства

Композитор Дунаевский объявил о разводе с седьмой женой

Сомнолог назвала главные вредные привычки перед сном

Макгрегор нокаутировал Серроне в первом раунде

Названы страны, где выгоднее всего покупать недвижимость россиянам

Стефан Ляхович, ветеран войны, публицист: «Яхонтов прославлял русский язык и русскую литературу»

24 июня 1945 года репортаж с Парада Победы на Красной площади вели две знаменитости — Юрий Левитан и Владимир Яхонтов

Я познакомился с Яхонтовым на его концертах, мне было 14, и в течение четырех лет я старался не пропустить ни одной примеры, а они появлялись почти ежемесячно. Выступал он в зале Политехнического музея, в зале театра МГУ на Никитской улице и «Красном зале» Большого театра. Чтобы приобрести дешевый билет в последнем ряду за 20 копеек, приходилось уговаривать добрую кассиршу оставлять мне один. А попасть на премьеру считалось большей удачей, ведь в этот вечер в зале были такие выдающиеся поклонники Яхонтова, как Ираклий Андроников, Михаил Зощенко, Нина Ли и много известных актеров, и можно было их рассмотреть вблизи.

Все концерты имели краткие, но очень емкие названия - «Петербург» , «Настасья Филипповна», «Грибоедов», «Война» (1914г.), которые охватывали произведения нескольких десятков выдающихся авторов русской классики. А так как роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не вмещался в один концерт, то исполнялся он на двух вечерах.

Чтобы стать великим мастером художественного слова, Яхонтов работал и учился во всемирно известных театрах у Станиславского, Вахтангова и Мейерхольда. В результате находил новые способы создавать концерты из ряда гениальных литературных произведений, делал впечатляющие мизансцены с различными предметами, жестами и звуками. Конечно, такую титаническую работу выполнял он не в одиночестве. Концерты для Театра одного актера создавали его супруга Еликонида Попова, Сергей Владимирский и Елизавета Лойтер.

Мне, тогда школьнику, повезло, что с 1936 года этот коллектив целеустремленно работал над созданием концертов, посвященных юбилеям А.С.Пушкина и А.Грибоедова, и можно было увидеть и услышать героев их произведений глубже, чем при самостоятельном чтении. А это значит, что главным становились не рифмы, а смысл и рождалось новое мировоззрение.

Очень интересно было чувствовать, как общался Яхонтов со зрителями. Иногда казалось, что он читает специально конкретному зрителю, а иногда всему залу - так, что это вызывало бурю аплодисментов. Концерты повторялись на предприятиях и на гастролях с большим успехом. После концерта он возвращался домой с сопровождающими его поклонниками.

К юбилею А. Грибоедова готовилась новая программа. Она была оригинальна тем, что если спектакль «Горе от ума» в стихах был комедией, то Яхонтов, путем актерской игры, ракурсов представления героев, жестов, интонаций и голоса, сумел показать, что Чацкий не «болтун», и что Молчанов «не молчун» и «на порог к себе Фамусова не пустит» , и что это не комедия , а грустный спектакль..

Яхонтов с Еликонидой Поповой в каждом концерте находили нужные яркие ремарки, жесты и предметы. Например, «Юбилейное» Маяковского с ремарками, читалось около 15 минут.

Среди концертных афиш, посвященных выдающимся авторам, у Яхонтова не было афиши Сергея Есенина. С 1926 года С. Есенин не издавался. Но вот в 1938 году, без большой рекламы, в Политехническом музее должен был состояться концерт, целиком посвященный Есенину. Купить билет я не сумел, и на всякий случай пошел всё же попытать счастья попасть в зал. Но когда на Лубянке вышел из метро, то у входа в Политехнический музей увидел толпу народа и конную милицию на лошадях. Подойти к музею не удалось. На следующей день в газете прочитал, что концерт прошел успешно, но больше этот концерт не повторялся. Однако после этого концерта Есенин начал «звучать» и на других концертах. Стихи Есенина Яхонтов стал читать на «бис», обычно это были «Цветы мне говорят, прощай».

Моим любимым поэтом был Владимир Маяковский, и в 128 школе ребята знали это, но читал я стихи только близким друзьям. Как–то получалось, что когда я слышал, как читает Яхонтов, стихи сразу запоминались, как запоминаются в кинотеатре некоторые песни и мелодии. Для меня его чтение звучало, как мелодия! Заочная «школа» Яхонтова вселила в меня уверенность, что всей прелести стихов Маяковского многие не знают потому, что читают их как будто эти стихи написаны в «ямбе» или «хоре».

...Война в июне 1941 года разлучила меня с прекрасными концертами Яхонтова. Конечно, я взял с собой в вещмешок 4-х томик В. Маяковского и «память» яхонтовских концертов. Готовясь в Самарканде к отправке на фронт, увидел в городе афишу, где говорилось, что состоится концерт Владимира Яхонтова. Так мне перед отправкой на фронт удалось еще раз встретиться с В.Яхонтовым. Он уже сумел перестроить свой репертуар на военные и патриотические темы и, конечно, читал на «бис» Пушкина, Маяковского и Есенина.
Когда я попал на передовую под Ворошиловградом, до окружения немцев 6-й Армии Паульса, было не до стихов. После успешных ударов двух фронтов, маршалов Рокоссовского и Еременко, эта армия была окружена. Наш полк оказался перед Новым Рогачиком под Сталинградом и в течение двух с половиной месяцев находился между войсками Манштейна и войсками Паулюса. Условия на наблюдательных пунктах были ужасными. Сильные морозы, отсутствие растительности и воды, задержки доставки продовольствия создавали моральную напряженность. У солдат на передовой в дневное время не было возможности общаться, так как не было траншей. Но иногда в темное время суток удавалось пробраться на наблюдательный пункт командира батареи. Там рядом со стереотрубой, прижавшись на земле друг к другу, мы рассказывали довоенные «истории» и вполголоса пели любимые песни. Попробовал читать Маяковского - понравилось.

С тех пор, и до конца войны, когда приходилось находиться в обороне на Курской дуге и в Белоруссии, меня просили почитать Маяковского.

Как у связиста, у меня была возможность иногда слушать Москву на радиостанции РБМ и даже дважды удалось услышать знакомый голос Яхонтова. Он тогда, находясь на Карельском фронте, читал о героических подвигах моряков Северного флота.

Закончилась война. 24 июня 1945 года наша бригада находилась в глухом лесу в Германии под Штральзундом. Отгремели праздничные салюты, очень хотелось домой. Из репродуктора, висевшего на сосне, неслись звуки торжественных маршей, в Москве должен был состояться парад Победы. С Красной площади начался репортаж. Я сразу узнал знакомые голоса Юрия Левитана и Владимира Яхонтова, они торжественно и гордо рассказывали, как солдаты, проходя по площади, бросали к мавзолею фашистские штандарты и знамена. Это был последний раз, когда я слышал в прямом эфире победный голос Яхонтова.

Как рассказывает Наталия Крымова, «Яхонтов всю войну работал, как одержимый». Как только была прорвана блокада, уже 6 февраля Яхонтов давал концерты в Ленинграде. Далее он успевает за две недели дать более двадцати концертов – восемнадцать в Москве, три в Ленинграде. Проводит три радиопередачи, показывает премьеру в Бетховенском зале, дает концерты на заводе «ЗИС», в Химическом институте , на заводе «Шарикоподшипник», в «Политехническом музее» и в Музее В.И.Ленина. Он много гастролирует, выступает в городах Урала и Сибири. Вот такими были создатели эпохи чтецов ХХ века - Владимир Николаевич Яхонтов и Еликонида Ефимовна Попова, прославлявшие Великий русский язык и русскую литературу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Одиночество гения

24 июня 1945 года репортаж с Парада Победы на Красной площади вели две знаменитости — Юрий Левитан и Владимир Яхонтов, чье имя сегодня практически не упоминается. Мы решили узнать, почему великий актер и мастер слова был забыт.
Спустя три недели после трансляции Яхонтов покончил с собой. Его имя ушло с афиш, а о юбилее актера вспоминал лишь канал «Культура». Нет человека — нет проблем... Но как это могло произойти с кумиром? (далее)

Новости СМИ2

Илья Переседов

Как я стал угнетателем тайской женщины

Камран Гасанов

Смогут ли Путин, Меркель и Эрдоган окончить войну в Ливии

Георгий Бовт

Против кого дружить будем

Игорь Воеводин

75 лет освобождению Варшавы: в чем вина русских

Анатолий Горняк

Маме — 13, папе —10. Почему беременеют дети

Виктория Федотова

Бесплатный интернет нужен как воздух

Ирина Алкснис

Очерчены контуры новой стабильности

Жизнь во льдах. Какие задачи могут выполнять самые мощные корабли

Школьница придумала проект, который помогает людям

Учитесь анализировать и делать выводы

Тайный ингредиент вкусной выпечки