Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Владимир Матецкий: Музыка победила

Развлечения
Владимир Матецкий: Музыка победила
Композитор Владимир Матецкий в наши дни   / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
65-летие отметил на днях композитор Владимир Матецкий. Большой знаток современной музыки рассказал «ВМ» о феномене «Евровидения», о том, почему не нужно бояться песен на английском и что нужно, чтобы написать настоящий хит.

У автора хитов «Лаванда», «Позови меня в ночи», «Луна, Луна» и других, исполнявшихся советскими и российскими певцами, в жизни две константы: любовь к родному городу и музыка. О музыке мы и говорили.

Как оцениваете историю с «Евровидением»-2017?

— Жалко, что так получилось. Входить в глубокий анализ не хочу, но политика сыграла неблаговидную роль, и в результате симпатичная и талантливая девочка (Юлия Самойлова. — «ВМ») не поехала на конкурс. Думаю, что в дальнейшем ситуация для наших артистов выпрямится и ничего подобного происходить не будет.

В чем феномен «Евровидения»? Звезд конкурс не зажигает, но публику собирает.

— Ждать сегодня от конкурсов, чтобы они открывали звезды, не приходится. «Евровидение» смотрят как и другие соревновательные программы, например Олимпиаду. Эта соревновательная составляющая и элемент непредсказуемости и есть зерно популярности этого очень долгого проекта. И еще, конечно, не стоит умалять мастерства его организаторов — они умеют время от времени выдавать на-гора таких неоднозначных и будоражащих умы публики артистов, как Кончита Вурст или финская хард-рок-группа Lordi. Все это мгновенно привлекает зрителей и журналистов. Еще одна особенность «Евровидения»: судить о нем может каждый. Забавно, например, слушать, как рассуждают, что нас должна представлять очень хорошая песня на русском языке. Хочется сразу спросить: и где артист, который ее споет?

Разве таких нет?

— Процитирую товарища Сталина. Отвечая на чью-то критику в сторону советских писателей, он ответил, что других писателей у него нет. То есть певцы-то хорошие, конечно же, есть, но вот только каждый раз найти конкретного исполнителя бывает трудно. Тот же Шнур — он не поедет. Или Земфира. Им это не нужно: у них другая траектория творческого движения.

Поэтому все на английском. Почему так получается, что они популярны везде, а песни на русском — только у нас?

— Английский — это международный язык популярной музыки, и ничего плохого в этом нет. При этом в каждой европейской стране есть своя музыкальная специфика, свой мелодизм. Существует такое понятие, как «лады народной музыки». Многие народные хиты построены на этих специ фических ладах, поэтому мы слышим в песнях народные мотивы, угадываем их. И это многим нравится. Поэтому в мире две тенденции: национальная и космополитическая, и ничто не мешает им сосуществовать.

Некоторые страны, например Швеция, более космополитичны, там никто не фыркает на песни на английском. Рядом Финляндия — там процент песен на финском больше, и государство, насколько мне известно, в большей степени ратует за сохранение национальной идентичности. При этом и там, и там спокойно относятся к англоязычной эстраде, не противопоставляя ее национальной. Так что и у нас, в России, вполне могут уживаться песни и на русском, и на английском, причем первых всегда будет больше — люди хотят слышать слова и понимать их. Уверен, что когда-нибудь песня русского исполнителя или коллекти-ва на русском станет так же популярна в мире, как песни на английском. Ведь были же популярны «Очи черные» и «Калинка». Но для этого нужны Артист и Песня. Пока их нет. Когда они появятся, то все случится, не сомневайтесь.

В песне Полины Гагариной A Million Voices (С этой песней Гагарина представляла Россию в 2015 году в Вене. — «ВМ») вы значитесь как соавтор. Что в этой музыке от вас?

— У современных песен, как правило, не бывает одного или двух авторов, их больше. Но здание песни, если рассуждать образно, разобрать на кирпичики и сказать, где чей, кто сочинил ноту «фа», а кто — ноту «до», нельзя. Создание хита — это сложный процесс. На эту тему есть книга ДжонаСибрука «Машина песен. Внутри фабрики хитов». Рекомендую ее всем. Только не думайте, что сочинение песен теперь — это некая математика, где есть вычисление результата и работа по формуле.

Но ведь бывают некие формулы творчества?

— Наивно думать, что есть формула хита на все века. Да, существуют некие промежуточные формулы, приемы, с помощью которых пишутся те или иные песни в определенный период времени: что-то вроде некой моды. В США есть такое понятие —«автор, пишущий по формуле». Там любят такие классификации, и вообще к этим формулам относятся спокойно. Но! Самые ценные песни приходят вне формул, когда автора вдруг осенило. Комуто такие просветления даются единожды, кому-то — много раз. Рано или поздно это творческое озарение материализуются в успехе. И тогда рушатся все формулы.

А как это происходит у вас?

— Наверное, в них перемешалось все: и обломки формул, и элемент интуиции, и, хотелось бы надеяться, частица озарения. Но все это катастрофически быстро меняется.

Катастрофически... — что вы имеет в виду?

— Рушатся устои, которые прочно складывались десятилетиями. И не только песенные. Происходит этоочень быстро и бесповоротно. Для людей, которые не вписываются в реалии, это оборачивается катастрофой. Приведу простой пример: кто-то способен общаться с 18-летними артистами и писать им песни — кто-то нет.

Говоря о последнем, вы имеете в виду себя?

— Хотелось бы так думать. Я люблю общаться с молодежью. Ко мне в радиопрограмму, которую я веду на «Маяке» по пятницам, приходит много молодых групп и солистов, выступают живьем. Мне нравится то, что сегодня делает молодежь, будь то рок-музыка или, например, рэп. Для многих же моих ровесников рэп кажется неприемлемым. А мне абсолютно понятно, почему он так быстро и эффективно достигает сердец молодежи. Помимо эффекта новизны интонаций, в словах всегда есть искренность. Это очень важно в творчестве. Вообще, часто можно услышать рассуждения типа: лучший певец тот, у кого есть голос, кто может брать высокие ноты.

Да ничего подобного! Публике чаще нравятся средние вокалисты. Свои три-четыре ноты они поют так душевно и проникновенно, что поражают в самое сердце. Хрестоматийный пример из старых — Марк Бернес. Вот это и есть хороший певец. Ну и совсем большая редкость, когда вокальная техника и душевность совпадают, как у Фредди Меркьюри (вокалист британской группы Queen, умер в 1991 году. — «ВМ»).

Владимир Матецкий: Музыка победила Композитор Владимир Матецкий в 1974 году, в бытность басистом группы «Удачное приобретение» (слева направо): Алексей Белов, Михаил Соколов, Александр Микоян и Владимир М атецкий / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Уточните, о каких революционных изменениях вы говорили выше?

— Прежде всего это появление интернета. Музыкальная жизнь до него и после — дверазные эпохи. Изменилось все: практически пропали звуконосители в виде дисков, пластинок, кассет. Музыку нельзя больше продавать в виде чего-то физически осязаемого, что резко изменило отношение общества к музыке как таковой. Любой человек сегодня может поставить на стол свой смартфон с включенной видеокамерой, взять в руки гитару, чего-то спеть, попутно повернувшись задом или показав язык или бюст (у кого что есть), потом выложить в интернет. Его опус будет доступен всему земному шару. Это резко меняет всю систему ценностей — иди-ка с ним посоревнуйся!

Удержать за полы пиджака в шоу-бизнесе никого нельзя. Да и в жизни вы никого насильно не удержите — это диалектика. Для людей, чье творчество расцвело при худсоветах, это катастрофа. Я застал время, когда в Союзе композиторов сидели люди, которые не давалидорогу песням, написанным не членами Союза, запрещали их. Сейчас такое совершенно невозможно — выход в эфир есть у всех. Но есть и обратная сторона: в этом обилии всего никому ничего не нужно.

Об интернете: как там наладить соблюдение авторского права применительно к музыке?

— Эта проблема сегодня волнует весь мир. В каждой стране у потребителя свой менталитет: где-то срабатывает тезис «заплатите, сколько можете», где-то — нет, и люди принципиально не платят ни копейки. Думаю, что будущее за решениями, которые будут достигаться в тонких переговорах правообладателей и владельцев интернет-порталов. Но прогнозировать сложно.

Вариантов немного: скачал песню — заплати.

— Не так все просто. Как мы уже сегодня говорили, мир вокруг нас меняется с невероятной быстротой. Уже сейчас есть ряд многообещающих открытий в области биоэлектронных технологий, которые могут привести к тому, что в голову просто будут вживляться электроды. Они позволят общаться от мозга к мозгу или от компьютера к мозгу при помощи нового типа гаджетов, которые будут активизировать те или иные элементы восприятия мозга. И не будет не то что физического носителя, но и скачивания на компьютер. Интересно, что уже сегодня люди готовы к такого рода экспериментам над своим мозгом.

Футурология — это увлекательно, но давайте проясним ваше прошлое. Где вы учились музыке?

— У меня частное музыкальное образование: долгие годы занимался с потрясающим педагогом Софьей Моисеевной Карпиловской. Консерваторию не оканчивал. Если бы кто-то где-то учил писать песни, я бы все бросил и побежал туда завтра же, но такого места не существует. Вообще же родители занимались моим образованием плотно: я еще окончил художественную школу при Дворце пионеров на Ленинских горах, физико-математическую школу при МГТУ им. Н. Э. Баумана и знаменитую 57-ю школу. У меня в жизни все так своеобразно переплелось: математика, музыка и живопись. Но музыка победила — и я об этом не жалею.

СПРАВКА

Композитор Владимир Леонардович Матецкий родился в Москве 14 мая 1952 года. Окончил Московский институт стали и сплавов. Музыке учился самостоятельно. Писал песни для ВИА «Веселые ребята», Влада Сташевского, много работал с Софией Ротару. Выступил в качестве композитора к фильму «Маленькая Вера». Сегодня ведет передачу на радио и продолжает сочинять песни. Женат. Имеет двух детей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.