- Город

Геннадий Ледях. Сибирский характер

Сергей Собянин утвердил проект планировки микрорайона на юге Москвы

Небензя: РФ готова сотрудничать со всеми странами для разработки препаратов от COVID-19

Заветные метры. Решить квартирный вопрос становится проще

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Названы сроки окончания «волны холодов» в России

«Гестапо какое-то»: что ждет белорусскую оппозицию без Тихановской

Врач назвал единственный способ облегчить состояние при COVID-19

Роспотребнадзор назвал самые опасные для здоровья сферы деятельности

«Сварщик — от 110 тысяч рублей»: названы регионы с самыми высокооплачиваемыми вакансиями

Качели на крыше, живые концерты и завтраки целый день. Семь лучших веранд Москвы

СМИ выяснили, что TikTok тайно собирал данные пользователей

«Я тоже против насилия»: Гергиев рассказал о белорусской награде

Адвокат Ефремова собирается обратиться за помощью к Путину и Бастрыкину

Названы самые опасные сорта пива для здоровья

Россияне назвали главные минусы удаленки

«Закончит как Кокорин и Мамаев»: что грозит Широкову за нападение на арбитра

Геннадий Ледях. Сибирский характер

Геннадий Ледях после концерта Московской школы классического танца

ФОТО: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Таких людей, как Геннадий Ледях, без преувеличения — единицы. Талантов немало, герои есть, силачи, умницы, а он — все и сразу. Везунчик, каких поискать, и работяга, каких мало. Заслуженный артист РСФСР, премьер Большого театра в 50–60-х годах, балетмейстер, чьим постановкам рукоплескала Европа, Геннадий Ледях весной отметил 90-летие. Про таких говорят: он сделал себя сам.

— Я сибиряк. Сибирь мне до сих пор силы дает, — бывший солист Большого говорит о родине с придыханием. Кажется, еще чуть-чуть — и начнет декламировать стихи.

Геннадий Васильевич руководит Московской школой классического танца, учит детей хореографическому мастерству. 91-й год идет, а Ледях если заведет разговор о работе — не остановишь. Балет, балет, балет.

— Хотя я мечтал стать киноактером, — усмехается балерун. — С 10 лет пропадал в домах культуры. Все сам, родители даже и не знали, где я болтаюсь. Сам в кружки записывался, просился стихи читать в госпиталях, сам научился танцевать чечетку.

Когда мальца Генку спрашивали, что он умеет делать, тот отвечал: все! — Но видел я себя только в кино, — говорит балетмейстер. — Смазливый на мордочку был, и здоровье бычье. Спортом увлекался, Обь на веслах переплывал туда-обратно. А в балет случайно попал.

Балетное искусство талантливый Гена Ледях считал занятием несерьезным для мужчины. А с другом на пробы в открывшийся Новосибирский театр оперы и балета, куда набирали труппу, пришел из любопытства.

— Преподаватель спросил, умею ли я танцевать, — вспоминает балетмейстер. — Я и изобразил чечетку. Преподаватель оценил пластику и предложил остаться в труппе. Я согласился, думал, танцевать буду. А меня поставили к балетному станку. Шел 1945 год.

Попав в балетный коллектив, Ледях уже не мог отступить. Такой характер: только вперед, даже если трудно и не хочется. Потихоньку балетная карьера пошла вверх. В столицу танцовщик попал, уже имея успех у себя в Сибири. Поддался давлению артистов балетной школы Большого театра. Приехавшие в Новосибирск москвичи все подбивали амбициозного Ледяха: тебе в Москву надо, в Москву.

— Заявился я в столицу и оказался никому не нужен, — рассказывает Геннадий Васильевич. — Это я в Сибири был звездой, а тут и звать никак.

Геннадий Ледях в балете «Лауренсия» исполняет партию Фрондосо. Фото середины 1950-х / Из личного архива.

Геннадий Ледях в балете «Лауренсия» исполняет партию Фрондосо. Фото середины 1950-х

ФОТО: Из личного архива.

Но не был бы сибиряк Ледях сибиряком Ледяхом, если бы упал духом. Начал брать школу Большого театра штурмом.

— У меня же образования танцевального не было, никакой школы, — говорит именитый балетмейстер, — нужна была база. В начальные классы я не проходил по возрасту, а в старшие — по навыкам и мастерству. Тем более свободных мест не было.

Сейчас заслуженный артист с улыбкой вспоминает, с каким высокомерием матерые педагоги балетной школы смотрели на него, молодого и дерзкого. А кто-то и взглядом не удостаивал: не подходите, и все.

— Другие возмущались: куда вы лезете?! — вспоминает Геннадий Васильевич. — Вам поздно учиться. Но я ходил от одного преподавателя к другому. Печально это говорить, но помог несчастный случай.

Неожиданно позвонил один из педагогов. Его новость шокировала. Утонул танцор седьмого класса балетной школы... В группе великого балетмейстера Асафа Мессерера появилось свободное место.

— Страшно представить, что должен был умереть человек, чтобы состоялся я, — сокрушается 90-летний артист.

Учеба давалась непросто. Нужно было догнать остальных и перегнать. Характер же. Первое время, пока не решил проблему с жильем, молодой артист обитал в фойе школы при Большом. Дождется, пока все уйдут, и идет в пустой зал, к станку.

— Я видел, как великие мастера крутят фуэте по восемь оборотов, и решил, что тоже так должен, — продолжает рассказ Геннадий Васильевич.

Со временем озорной мальчишка, который, как сам сейчас признается, легко мог попасть в плохую компанию — беспризорник при живых родителях стал премьером Большого театра. Танцовщику Геннадию Ледяху аплодировали в 32 странах мира. В 70-е он возглавил Варшавскую балетную школу. Успех в Польше он имел потрясающий.

— Представляете, — смеется 90-летний балетмейстер, — после спектаклей мне, бывало, даже мужчины руки целовали! Ужас. Я такими проявлениями брезгую. Но нельзя не признать — успех был сумасшедший.

Детский балетный театр на базе Дворца культуры ЗИЛ в Москве Геннадий Васильевич открыл в 1982 году, а через десять лет — профессиональный хореографический колледж «Школа классического танца», тот самый, которым руководит до сих пор.

Дома 90-летнему балетмейстеру не сидится. Говорит, на диване у телевизора болеть начинает.

— Каждое утро я начинаю с контрастного душа, — говорит Геннадий Васильевич, — потом гимнастика. А вечером ложусь на иголки — на массажеры специальные. Один под голову, второй под поясницу.

Не уступает балетмейстер старости. Характер же.  

СПРАВКА

В репертуаре Геннадия Ледяха: Филипп («Пламя Парижа»), Фрондосо («Лауренсия»), Базиль («Дон Кихот»), Вацлав («Бахчисарайский фонтан»), Меджнун («Лейли и Меджнун»), Принц («Золушка»), Евгений («Медный всадник»), Вакх («Вальпургиева ночь»), Франц («Тщетная предосторожность»), Колен («Коппелия») и другие партии. Он танцевал со всемирно известными балеринами: Ольгой Лепешинской, Ириной Тихомировой, Софьей Головкиной, Раисой Стручковой, Ниной Тимофеевой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой и многими другими. На первом международном конкурсе артистов балета в Москве жюри присудило Ледяху специальный диплом — «Лучший партнер».

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

193 473 + 787 (за сутки)

Выздоровели

250 303 

Выявлено

4 622 + 11 (за сутки)

Умерли

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, политолог

Атмосфера общего страха

Виктория Федотова

У Белоруссии женское лицо

Игорь Воеводин

Последняя гибель «Варяга»

Екатерина Рощина

Кто его посадит, он же памятник

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, политолог

Лукашенко между двух огней

Олег Сыров

Готовим дома: перепела в брусничном соусе

Степан Орлов, заместитель председателя Мосгордумы

Без помощи никто не останется

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Не надо обесценивать опыт

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите