И звоните Ди Каприо!
Погоды на кинокритическом небосклоне стояли предсказанные: «лучшим фильмом», как и ожидалось, стала «Война Анны» Алексея Федорченко. Того самого, который снял «Овсянки». Новая картина предельно минималистична, что вовсе не является синонимом слова «скучная». В ней, по сути, действует одна актриса (Марта Козлова), которая, на самом деле - и не актриса вовсе, поскольку ей всего лишь 8 лет. Но это именно тот случай, когда взрослым переиграть ребенка невозможно. Марта и получила премию в номинации «Лучшая главная женская роль».
«Война Анны» - это наш отечественный «Дневник Анны Франк» или даже, если хотите, «Пианист».
Маленькая героиня ленты, чудом не погибнув во время массового расстрела, выбирается из-под груды трупов, бредет в ближайший дом, в котором «добрые люди» ее одевают и… ведут прямиком в комендатуру сдавать фрицам. Но девочке во время удается юркнуть в неработающий камин, где она живет, по ночам питаясь какими-то объедками, и дождаться освобождения деревни от нацистов. Весь фильм, крошечная Анна, словно «Алиса из Зазеркалья», молча (разговаривать-то ей не с кем), подсматривает за миром в свою щелочку.
По всем прогнозам, этот крепко сделанный и один из самых пронзительных фильмов года еще не раз мелькнет на нашем кинонебосклоне, когда будут раздаваться всевозможные награды. Кстати, критики не поскупились, наградив «белым слоном» еще и оператора картины Алишера Хамидходжаева.
Вторым сбывшимся прогнозом «ВМ» стало присвоение Кириллу Серебренникову звания «лучший режиссер».
В Каннах жюри, как мы помним, фильм «Лето» не оценило, да и не могло оно его оценить, поскольку герой фильма Виктор Цой – это наша история, наш кумир, наша культура и наш, если хотите, культ, который иностранцам приходится лишь принимать на веру. Они там о Цое ничего не слышали. Но мы, родившиеся в СССР, глубоко в сердце храним историю двух суперталантилвых людей - Виктора Цоя и Майка Науменко, которые трагически один за другим ушли из жизни, иллюстрируя своими судьбами историю драматизма вторичности русского рока по отношению к западу. Ну, и драму людей, которые все-таки свой путь на этой непростой дорожке нашли.
Фильм Серебренникова - это еще и история нашей собственной молодости, мирного противостояния системе, событийности поисков духа и молодости русского рока. Причем, это одновременно – и респект рок-идолам и, все-таки несколько отстраненный режиссерский анализ этого самого поклонения.
Серебренников честно и четко держит дистанции. Кстати, режиссер «Лета» еще и удостоен премии имени бывшего президента Гильдии киноведов и кинокритиков Мирона Черненко, фильм отмечен за лучшую музыку (вместе с картиной «Ван Гоги») и за работу художника-постановщика.
За лучшую главную мужскую роль «Белый слон» отправился к Евгению Цыганову («Человек, который удивил всех»): артист, занятый в спектакле, на церемонии не появился.
Лучшей женской ролью второго плана названа работа Елены Кореневой в совершенно роскошных «Ван Гогах», которые к сожалению мало кто видел, несмотря на то, что там сыграли Даниэль Ольбрыхский и Алексея Серебряков.
Отмечены «слонами» также анимационная «Митина любовь», документальная «Акварель», сценарий «История одного назначения», написанный Авдотьей Смирновой, ну и дебют «Хрусталь» Дарьи Жук.
Критически настроенная молодежь наградила своей собственной премией «Голос» Жору Крыжовникова, который снял ленту с громким названием «Звоните Ди Каприо».
Режиссер, кстати, поддел присутствующих в Белом зале Дома кино журналистов шутливым изречением, что для режиссера «успех у критиков - опасный сигнал». Так и хочется спросить: «Ну, и чем вам критики не хороши, Андрей Николаевич?»
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции