Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Бестиарий Иеронима Босха

Развлечения
9 августа 1516 года ушёл из жизни Иероним Босх (настоящее имя - Ерун Антонисон ван Акен) - один из самых загадочных художников Средневековья.

Мир Босха до сих пор покрыт неразрешимой тайной. Пожалуй, ни одному художнику, вплоть до появления сюрреалистов в XX веке, не удавалось с такой легкостью и отвагой выпустить на волю видения из подсознания, которым было одержимо не только Средневековье. Некоторые его произведения ("Воз сена", "Сад земных наслаждений", "Семь смертных грехов", "Искушение Св. Антония" и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.

Бестиарий Иеронима Босха Портрет Иеронима Босха (приблизительно 1550 год) / Фото: wikipedia.org

Триптих "Сад земных наслаждений" (1500-1510)

Фантасмагорические произведения Босха полны аллегорий и средневековой символики. Для точного понимания босховской символики современному зрителю не хватает документальных источников: забыты образные выражения, пословицы и крылатые фразы, популярные в XV-XVI веках. Кроме того, аллегорический язык того времени, действительно, многозначен. Однако общий смысл иносказаний "непостижимого брабантца" ясен. Главная цель Босха - показать хаотичную, запутанную, лишенную определенности реальность - злобность, нелепость и бессодержательность всего, что происходит на свете. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков, герметичный же сосуд или плавильный горн - это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Бестиарий Иеронима Босха Фото: wikipedia.org

"Сад земных наслаждений" (фрагмент, 1500-1510)

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария - "нечистых" животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, - это символ дьявола и смерти, как и всё сухое – деревья или скелеты животных. Вот ещё несколько примеров часто встречающихся символов в картинах Босха. Перевёрнутая воронка - атрибут мошенничества или ложной мудрости. Сову Босх изображал на многих своих картинах, всегда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому у Босха сова служит злу как ночная птица и хищник символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Лестница выступает символом пути к познанию в алхимии или полового акта. Ключ - символ познания или половой орган. Отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся в средневековье с увечьями или пытками, у Босха связана ещё с ересью и магией. Стрела на картинах художника часто символизирует зло. Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны, что также означает намёк на "испорченность".

Бестиарий Иеронима Босха Фото: wikipedia.org

"Сад земных наслаждений" (фрагмент, 1500-1510)

Ярким примером босховского символизма является его картина "Блудный сын", написанная в 1510 году - она целиком наполнена символикой бестиария. Начать с того, что дом, который покидает главный герой картины, скорее всего является таверной. На это указывает сразу несколько символов, понятных для средневекового человека. Вывеска с белым лебедем (лебедь в средневековье символ лицемерия, так как, снаружи сохраняя чистоту эта птица внутри имеет черное мясо), раскрытые в темноту двери, в которых зритель видит милующуюся парочку, оконные стекла, замысловато образующие бокал с вливающимся в него вином и что-то похожее на игральные кости. В клетке у входа в таверну сидит сорока. У средневековых христиан сорока обозначала распутный образ жизни и её появление, как считалось, предвещало неудачи и смерть. У Брейгеля, к примеру, сороки и вовсе сидели на виселицах. Кормящиеся свиньи символизируют распутство и обжорство. Ну, и конечно же любимая Босхом сова, которая спряталась в листве дерева и говорит об обмане царящем в покинутом доме. Рычащая вослед уходящему путнику собака олицетворяет клевету. Символы распределены в соответствии с принципом противостояния добра и зла. Зловещие символы указывают налево, в сторону беспутного дома, символы добра – направо, в сторону земель отца, а сама фигура странника указывает на человеческий выбор.

Бестиарий Иеронима Босха Фото: wikipedia.org

"Блудный сын" (1510)

В середине XVI века, спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания вплоть до сознательных подделок. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Таким образом, среди большого количества копий и подделок, искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и восемь рисунков.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу - большие алтарные триптихи. Уже в XVII веке современник Эль Греко испанец Фрей Иосиф Сигуэнца высказал следующее суждение о Босхе: "Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри".

Бестиарий Иеронима Босха Фото: wikipedia.org

"Сад земных наслаждений" (фрагмент, 1500-1510)

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.