- Город

Театр Елены Подкаминской

Сергей Собянин рассказал о вкладе туризма в экономику Москвы

Синоптики подсчитали вероятность снега на Новый год в Москве

Друзья стритрейсера, сбившего троих человек, рассказали о нем подробности

Москвичи оценили обновленную навигацию на МЦД

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Стало известно, сколько историк Соколов пробудет в центре психиатрии Сербского

Спасти еду, чтобы спасти людей

Стала известна стоимость билетов в парк «Остров мечты»

Заслуженный преподаватель МГУ умер после отравления «Кротом»

Назван главный цвет 2020 года

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Названы лучшие российские горнолыжные курорты

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Врачи перечислили опасные для кишечника продукты

Театр Елены Подкаминской

Елена Подкаминская в моноспектакле «Неосторожная актриса»

ФОТО: Пресс-служба Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова

На сцене гримировальный столик с трельяжем, ширма, дорожный чемодан… – предметы, которые чаще всего символизируют  жизнь артиста. Словно старых знакомых встречают они зрителей, обещая приподнять завесу между жизнью игровой и жизнью настоящей.

Но вот  раздаются звуки музыки, и начинается «выразительный театр»  Елены  Подкаминской  – «неосторожной актрисы» яркого дарования, которой подвластны любые сценические маски.

Перед зрителями, словно в волшебном фонаре синематографа, оживают героини прошлых лет: Марина Цветаева и Сонечка Голлидэй из знаменитой цветаевской повести об актрисе «студии Вахтангова»; Ольга Ивинская – муза поэта Бориса Пастернака из рассказа Руслана Киреева; танцовщица Гюля из воспоминаний театрального художника Эдуарда Кочергина «Жизель ботаническая»; Анна Ахматова  и  Фаина Раневская,  дарившие  друг другу дружбу, и, наконец, юная циркачка Нора из повести Александра Куприна «Allez!».

Пять историй любви и дружбы и десяток судеб вокруг. Актриса проживает моменты биографий своих героинь так зримо, что возникает ощущение их присутствия на сцене. Одновременно она словно наблюдает за ними со стороны, делая персонажей своих историй то объектами, то субъектами повествования. Как Подкаминской удается сей феномен - есть тайна ее актерского таланта, ее актерского мастерства. Разгадка этой тайны кроется, на мой взгляд,  в том, что перед нами не просто способная актриса, а творческая личность, которой есть что сказать зрителям. 

Пресс-служба Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова

ФОТО: Пресс-служба Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова

Среди многих отличительных особенностей «Неосторожной актрисы» я назвал бы, прежде всего, внимание к деталям (знаки времени, символы бытия и быта) и умение подчинить их главному – художественному образу, а также создание пластической партитуры спектакля и, наконец, безупречную сценическую речь исполнительницы. Ныне, когда многие выпускники театральных школ покидают Alma mater с неизживными говором или «кашей во рту», это качество приобретает особое значение.

Работу Подкаминской можно сравнить с игрой музыканта-виртуоза или с танцем балерины, когда звуком и пластикой передаются чувства героев, а произносимые слова лишь помогают раскрыть глубину их мыслей и поступков. Мы  то  вслушиваемся  в трогательно-наивные диалоги Марины и Сонечки со строками из  Альфреда де Мюссе («Разве не знала ты, неосторожная актриса, что от исступленных криков, которые выходили из твоего сердца, твои исхудалые щеки запылают еще ярче?»), давшими название спектаклю, то удивляемся  признанию  Сонечки, что больше стихов Цветаевой она любит слова песни «Крутится, вертится шар голубой, крутится, вертится над головой…»  То завороженно следим за каждым словом, за каждым движением актрисы в сценах сначала приемных испытаний другой героини – Гюли  в Вагановское училище, а потом за исполнением  юной балериной партии Жизели на выпускном экзамене и переживаниями всех ее воспитательниц – представительниц древнейшей профессии –  Лидки Петроградской, Муськи Колотой, Шурки Вечной Каурки...

Благодаря деликатному режиссерскому решению спектакля  история «вагановки» Гюли из рассказа  «Жизель ботаническая» приобрела трагико-комический характер, не опустившись до соблазнительной бытовой зарисовки из жизни «ночных бабочек» послевоенного Ленинграда.

Заканчивается моноспектакль Елены  Подкаминской цирковой командой «Алле!» из повести Куприна, будто призывающей задуматься об увиденном. 

«Этот  отрывистый,  повелительный  возглас  был   первым   воспоминанием mademoiselle Норы из ее темного,  однообразного,  бродячего  детства. Вслед за этим криком вставали в ее памяти  холод нетопленной арены цирка, запах конюшни, тяжелый галоп лошади,  сухое щелканье длинного бича и жгучая боль удара, внезапно заглушающая  минутное колебание страха».

На этот раз  зеркалом души Норы стали  выразительные глаза актрисы Елены Подкаминской. Больше чем слова повести рассказали они о трагической судьбе  юной акробатки, в них мы читали страх, боль преодоления, всепоглощающую любовь и роковой шаг несчастной девушки.

Театр, сцена, спектакль, Декорации, актеры…  Или только одна актриса?! Не каждый даже опытный артист решится выступить в моноспектакле, хотя многие об этом мечтают. Нужен особый дар перевоплощения и импровизации. Актриса Елена Подкаминская решилась и доказала, что в рамках этого трудного жанра она может достойно представить зрителям своих героинь – таких же «неосторожных», как она сама.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Табакерке зазвучала бетховенская мелодия любви «К Элизе»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Новости СМИ2

Игорь Воеводин

Маршал Конев и пустота

Олег Капранов

Что общего у соцсетей и порно

 Александр Хохлов 

Мир, война или стена

Алиса Янина

Раймонд Паулс и навязчивые русские

Камран Гасанов

Владимир Зеленский — человек посередине

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Ирина Алкснис

Мочить террористов в сортире. 20 лет спустя

Анатолий Горняк

Несмешной анекдот про судей

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи