Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Графиня не открылась Римасу Туминасу

Развлечения
Графиня не открылась Римасу Туминасу
Художественный руководитель театра имени Е.Вахтангова Римас Туминас. Открытие после реставрации музея-квартиры режиссера Е.Вахтангова в Москве / Фото: Наталья Нечаева, «Вечерняя Москва»
Художественный руководитель театра имени Вахтангова, поставивший в Большом театре оперу Чайковского "Пиковая дама", потерпел "фиаско". Постановку мастера не принимают даже лояльные критики. Сергей Бирюков прокомментировал "ВМ": "За Большой театр обидно: холодная, мертвая, серая, формальная постановка "Пиковой дамы" драматического режиссера Туминаса".

Режиссер, находящийся на вершине славы, неожиданно для многих столкнулся с провалом. У него, по-прежнему, берут интервью, и он рассказывает "о мести графини Германну", но в его словах нет былой уверенности. Ничто не предвещало неудачи. Туминас успешно дебютировал на сцене Большого в качестве оперного режиссера со своей постановкой "Катерина Измайлова". Режиссер хорошо разбирается в литературе, знает толк в музыке, и, кстати, режиссуре он учился у оперного режиссера - Иосифа Туманова. "Пиковая дама" - произведение мистическое, про таинственные силы, про любовь, которая не имеет начала и конца, а у Туминаса в принципе все спектакли про борьбу темных и светлых сил на всех уровнях и про бесконечность любви. Начинал режиссер с истории про ангелов "Январь", и в каждой его постановке есть так называемый "неземной след". Что же произошло у Туминаса с "Пиковой дамой"?

Напомню, что Чайковский, написавший оперу, впервые нескромно о себе сказал "Это шедевр". Подобное "выдал" о себе и Пушкин "Ай, да Пушкин! Сукин сын!", когда завершил драматическую повесть, Комедию о настоящей беде Московскому государству "Борис Годунов". Повесть "Пиковая дама" была для него больше забавой, пересказом полуфантастической истории друга. О работе над ней не осталось никаких сведений, что говорит о несерьезности сочинения. Но так случилось, что "Пиковая дама" стала модным произведением. В 1834 году великосветская Россия очень интересовалась оккультными науками и всякой чертовщиной. Неспроста Пушкин в качестве эпиграфа берет слова мистика Сведенборга, которого в России читала вся знать. 

Для Чайковского "Пиковая дама" стала спасательным кругом. Опера, в либретто которой сделаны совсем другие акценты, и ее можно назвать "перевертышем" первоисточника, открыла Чайковскому второе дыхание и желание жить. Он написал ее во Флоренции за 44 дня. До "Пиковой дамы" Чайковский думал о самоубийстве, о чем писал в письме к Глазунову. Опера "Пиковая дама" - тот редкий случай, когда литературный первоисточник уступает. Чайковский в своей музыке показал любовь, которая как гром (в опере - гроза), ворвалась в жизнь Германа и Лизы, могла бы сделать их счастливыми, но он не поверил, не понял, не смог, не выдержал, струсил. Герман предал Лизу, потому что на первое место поставил сиюминутное - богатство, которое давал выигрыш в карты, а судьба предлагала ему вечную любовь. Променял Герман вечность на золото и сошел с ума, и погубил Лизу (в опере в отличие от повести трагический финал - смерть Лизы). Графиня - "Пиковая дама" не просто мстит Герману, введя его в заблуждение с тремя картами, а карает его как предателя любви. У Чайковского "Пиковая дама" не всегда была черной картой. Когда-то она любила, и ее любили, а потом предали. Графиня жестоко наказывает Германа за все предательства, которые совершал человек под властью денег. Чайковский воспел любовь, которая могла бы спасти мир, но, увы, люди - рабы золота, и в этом самая большая трагедия человечества. Об этом - опера Чайковского. 

Римас Туминас в своей постановке с первой сцены разъединяет героев навеки. Он не дает им никакого шанса на счастье, а следовательно, на спасение. Лиза и Герман так далеки друг от друга, как звезды на небе для человека. Туминас историю любви главных героев делает мистической, полуреальной, перенесенной в небесный эфир. Она как бы в грезах. Эта любовь - не реальность, как у Чайковского, а некий сон, мираж, который происходит в Петербурге. В этом городе много всякого тумана. А реальность - месть старой графини. Женская обида на молодого Германна, который напоминал ей о былой любви. РимасТуминас сказал "ВМ" о своем отношении к графине:

- Эта история о женской мести. Германа жаль. Он ведь очень молод. Был под влиянием Шиллера. В глубине души - он романтик. И столкнулся с очень жестокими отношениями. В России он - чужой, как почти каждый иностранец. 

А в опере Чайковского нет жалости. Есть боль, невыносимая боль и нечеловеческое страдание Лизы, которая по-настоящему любила и ради любви готова была на все. И есть предательство Германна. Самое гнусное предательство, когда мужчина оказывается трусом, беглецом и обманщиком. В опере Чайковского Германн - жестокий человек. У Римаса Туминаса показан жестокий мир, в. котором люди гибнут за металл, а люди - жертвы мира. Туминас снимает ответственность с Германа и тем самым убивает весь замысел Чайковского . А замысел был такой - нет ничего выше, сильнее любви, и люди - только люди сами виноваты в том, что несчастны. В музыке Чайковского - вселенная любви, а в постановке Туминаса - слабая защита полунемца Германна,  пострадавшего  от злобной и старой аристократки. 

Увы, то, что получилось на сцене Большого театра у Римаса Туминаса не в силах кого-либо спасти. Мертвая опера - страшный приговор. Накануне премьеры Туминас признавался, что "в исполнителях уверен, но боится реакции старой графини":

- "Пиковая дама" - опасная женщина. От таких женщин никогда не знаешь - что ждать, - сказал "ВМ" Римас Туминас перед премьерой.

Римас Туминас умеет рассказывать трагедию любви. Но почему в постановке оперы Чайковского он показал любовь как бред, как туман, как призрак? 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.