ср 18 сентября 11:04
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Спектакль «Нижинский. Гениальный идиот»: первый взгляд перед премьерой

Спектакль «Нижинский. Гениальный идиот»: первый взгляд перед премьерой

Фото с репетиций спектакля «Нижинский. Гениальный идиот»

Валерий Мясников / официальный Инстаграм Театра имени Евгения Вахтангова

На Симоновской сцене Театра Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» по тексту Ники Симоновой «Танец солнца», который стал своеобразным посвящением великому танцовщику и хореографу в год его 130-летия.

«Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить — вот цель моей жизни», — говорил о себе Нижинский.

Вопреки расхожему суждению, что «человек приходит в этот мир один и уходит из него один», Нижинский всегда был в окружении людей, отчего одиночество измученной души казалось ему особенно невыносимым.

Фото с репетиций спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» / Валерий Мясников / официальный Инстаграм Театра имени Евгения Вахтангова

Фото с репетиций спектакля «Нижинский. Гениальный идиот»

ФОТО: Валерий Мясников / официальный Инстаграм Театра имени Евгения Вахтангова

В предпремьерном интервью режиссер Лейла Абу-Аль-Кашек сообщила, что в своем новом спектакле намерена рассказать не о «странной, трагической судьбе» Нижинского, а «о его творчестве».

Похвальное намерение. Однако между словом и делом — дистанция огромного размера.

На премьере вместо драматического  портрета метущейся души «гения танца», его творческих исканий, побед и поражений, перед зрителем мелькали, как в калейдоскопе, различные моменты его жизненной биографии. А вот с обещанными «муками творчества» как-то не сложилось. Возможно, потому что не было самого героя – Вацлава Нижинского, который «нашел в танце ярчайшее выражение трагической дисгармонии, показав странное и удивительное сплетение звериного начала с человеческим, неживой и живой природы, древности и современности» (из театральной программки).

Фото с репетиций спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» / Валерий Мясников / официальный Инстаграм Театра имени Евгения Вахтангова

Фото с репетиций спектакля «Нижинский. Гениальный идиот»

ФОТО: Валерий Мясников / официальный Инстаграм Театра имени Евгения Вахтангова

Мужественного танцовщика, каким его видели зрители и каким его считал хореограф Михаил Фокин, ставивший на него балеты, заменило субтильное травести (Аделина Гизатуллина), не имеющее отношение к балету.  

Подобные пародийные трансформации уместны в комедиях и водевилях, но не в спектакле о трагической судьбе Художника, сыгравшего столь значительную роль в истории балетного театра. Фальшиво и нелепо выглядят в исполнении г-жи Гизатуллиной балетные па, позы и движения, особенно из «Фавна», «Призрака Розы», «Петрушки» и самой «Весны священной» — знаковых спектаклей в судьбе Вацлава Нижинского, в истории русского и мирового балета.

Интересно, написал ли бы великий Огюст Роден, увидев вместо получеловека-полузверя восточную красавицу в мужском парике, такие слова:  «...ни в одной роли Нижинский не был так бесподобен и восхитителен, как в «Послеполу­денном отдыхе фавна»… Он обладает красотой античных фресок и статуй; он — идеальная модель, по которой тоскует каждый художник и скульптор».

Фото с репетиций спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» / Валерий Мясников / официальный Инстаграм Театра имени Евгения Вахтангова

Фото с репетиций спектакля «Нижинский. Гениальный идиот»

ФОТО: Валерий Мясников / официальный Инстаграм Театра имени Евгения Вахтангова

Думаю, режиссерский расчет на то, что «когда в этой роли выступает актриса, возникает эффект отстранения, появляется не конкретный человек, а яркий и ускользающий образ гения», сильно преувеличен. Вместо «ускользающего образа гения» на сцене представлен вполне конкретный персонаж с именем Вацлав, фамилией Нижинский, у которого есть жена Ромола де Пульски, кстати блестяще сыгранная талантливой Асей Домской. Голубоглазая блондинка Домской прекрасно понимает, что ни о какой любви нет и речи, что для Нижинского брак — это побег на волю, но надеется справиться со всеми трудностями во имя заманчивого звания «жены гения», которая всегда при нем.

Второй несомненной актерской удачей спектакля стал слуга Василия Дягилева в исполнении Олега Лопухова, артиста яркого дарования.

Есть у спектакля и другие достоинства: в целом удачный сценарий, образная символика (театральные костюмы, указывающие на балеты, в которых блистал Нижинский, сцены с зеркалами-лужами и с апельсином, любимым фруктом Вацлава, который выжимает в кулаке Дягилев…),  достойное музыкальное оформление (Андрей Сергиевский), качественная запись музыки (Руслан Кнушевицкий).

Но для того, чтобы спектакль заиграл, нужен заглавный герой — драматически и танцевально одаренный, магнетически притягивающий как личность. С его появлением на сцене должен появиться и Танец, которому Нижинский был верен всю жизнь, даже погрузившись в бездну безумия.

Новости СМИ2

Алена Прокина

У столицы нет плохой погоды

Ирина Алкснис

Как Москва стала центром притяжения для туристов

Руслан Карманов

Зачем «Зениту» Кокорин

Виктория Федотова

Чиновницу собрались уволить за исполнение мечты всех женщин?

Игорь Воеводин

Горбачев и демократия. У них не сложилось

Анатолий Сидоров 

«Мозги утекают»? Что за глупости

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Ложь и оправдание