Как отличить эпоху на слух
Английский писатель Лесли Хартли заметил: «Прошлое — чужая страна, там все по-другому». Если бы мы вдруг перенеслись лет на 150 назад, речь москвичей показалась бы нам странной. И не только то, что говорят люди, но и то, как они произносят слова.
Есть закон, сформулированный филологом Михаилом Пановым (1920–2001): система гласных в русском языке стремится к упрощению, система согласных — к усложнению. Чтобы представить, как звучала речь москвичей конца XIX — начала XX века, не надо машины времени.
Можно посмотреть старые фильмы и записи спектаклей (особенно консервативна речь актеров Малого театра и МХАТ), прислушаться к тому, как говорят пожилые интеллигентные горожане, а также почитать стихи классиков.
Кандидат филологических наук Ольга Антонова, научный сотрудник Института русского языка имени В. В. Виноградова, перечисляет особенности старомосковского произношения:
■ Согласные перед мягкими согласными звуками произносились мягко. В романе И. Грековой «Кафедра» (1978) пожилой (то есть родившийся в конце XIX — начале XX века) режиссер «говорил «тьвердо», «сьмерть»».
■ Сочетания букв «зж», «жд», «жж» произносились с долгим мягким звуком [ж`ж`]: по[ж`ж`]е (позже), до[ж`ж`]и (дожди)...
■ На месте буквосочетаний «чн», «чт» во многих случаях произносились [шн], [шт]. Сейчас так произносятся только некоторые слова ([шт]о («что»), наро[шн]о). В других случаях могут быть допустимы оба варианта ((подсве[шн`]ик и подсве[ч`н`]ик)).
■ На месте буквы «г» в словах «Бог», « Господь » , «благодать» единственно правильным считалось произношение фрикативного звука. Такого, какой произносят на месте «г» говорящие на южнорусском наречии.
■ В некоторых словах после ударного [э] и перед губными и заднеязычными согласными произносился мягкий [р`]. Эта особенность сохраняется у старшего поколения, особенно часто — в слове «це[р`]ковь».
■ На месте буквы «а» в первом предударном слоге после «ш», «ж», «ц» произносился звук [ы]: [шы]мпанское, [жы]ндарм. Сейчас так произносят только «жалеть» и производные от «лошадь» — лош[ы] дей, лош[ы]диный.
■ Окончание прилагательных «-гий», «-кий», «-хий» (долгий, тихий, широкий) произносятся так, как если бы было написано «-гой», «-кой», «-хой». Пушкин рифмовал: «одинокий» — «недалекой» («Песнь о вещем Олеге», 1822), «низкой» — «склизкий»(черновая редакция «Домика в Коломне», 1830).
■ Безударные окончания глаголов «-ат», «-ят» произносились как [ут]. Евдокия Турчанинова (1870–1963), великая актриса Малого театра, возмущалась: «Очень режет ухо , когда говорят книжно, как написано, — ходят, гонят, смотрят,— вместо ходют, гонют, смотрют».
■ Считалось хорошим тоном «экать» — четко произносить «е» в безударном положении после мягких согласных. Чтобы «рыжая лиса» и «брянские леса» различались на слух. Сейчас победило «иканье», которое тогда было простонародной нормой.
■ Возвратный постфикс «-ся» и «-сь» произносился твердо. Поэтому Грибоедов в «Горе от ума» (1824) рифмовал «ужас» — «понатужась», и это была точная рифма. Высоцкий, воспитанник Школы-студии МХАТ, в песне «Парус» (1967) выговаривал «каюсь» с твердым [с] — каю[с]. В его песнях есть и другие примеры старомосковского произношения.