Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Неизвестная из Третьяковки. Ученые верят, что нашли портрет матери Лермонтова

Развлечения
15 октября мы отмечаем 200-летие поэта Михаила Лермонтова. Только с «ВМ» Третьяковская галерея поделилась сенсацией. Накануне дня рождения поэта в галерее «заговорил» портрет неизвестной.

Из овальной рамы на нас смотрит молодая женщина: темные волосы разделены пробором, тонкие брови, нос с горбинкой... Она не идеально красива, но ее карие и немного печальные глаза светятся нежностью и добротой.

В 1933 году эту работу продал Третьяковке внук художника Ивана Макарова, автора портрета. К моменту продажи внук уже забыл, кто изображен на картине. Поэтому изображение молодой женщины вошло в академический каталог собрания Третьяковки под именем «Портрет неизвестной».

Возможно, если бы покупатели внимательнее взглянули на раму, то многое поняли бы, но… рама и портрет были разлучены друг с другом. В те времена сочли, что женскому портрету подойдет более строгое обрамление. А родную — тяжелую, резную раму — надолго спрятали в фондах. 

Уникальное открытие состоялось в наши дни. Готовясь к новой выставке, куратор Татьяна Карпова задумалась о том, чтобы вновь воссоединить родную оправу с родной картиной. И тогда, обретя прежнее обрамление, очаровательная неизвестная заговорила... 

- На раме, обрамляющей "Портрет неизвестной" Макарова, я увидела необычный герб, - говорит искусствовед Светлана Соловьева. - На нем значился девиз «Sors mea Iesus», что в переводе означает «Жребий мой Иисус». И, чтобы узнать, кому он принадлежал, я обратилась к «Гербовнику дворянских родов Российской империи»...

«На щите имеющем золотое поле, находятся черные стропила с тремя четвероугольниками, - читала женщина и не верила глазам. - Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом и короной. На щите девиз: «Sors mea Iesus»... Все совпадало. И сомнений быть не могло: найденный герб принадлежал роду Лермонтовых!

— Это потрясающе, — говорит Светлана, и от волнения у нее до сих пор дрожит голос. — Если рама на портрете увенчана гербом Лермонтовых, значит, изображенная перестает быть неизвестной. Она - Лермонтова! 

Но, обретя род, быть может, женщина с портрета откроет свое имя? Сотрудники галереи считают, что и это возможно.

Уже сейчас доподлинно известно, что изображенная - точно не подруга и не возлюбленная поэта. Ведь герб не мог появиться на портрете женщины, не принадлежащей к семье. Но все говорит о том, что она имела отношение именно к поэту. И даже - могла быть его матерью: рано умершей Марией Михайловной.

- Известно, что художник Иван Макаров специализировался на портретах знаменитых дам, - говорит Светлана. - Будучи совсем молодым, он, к примеру, написал портрет вдовы Пушкина, Натальи Ланской. Так что, чисто теоретически, он мог выполнить и портрет матери Михаила Юрьевича Лермонтова. 

На картине есть дата: 1860 год. К этому времени Мария Арсеньева, - мать Лермонтова, - уже умерла. Однако специалисты считают, что работа могла быть выполнена не с натуры и позже, чем жила незнакомка. Художники нередко создавали свои работы по описаниям и более ранним портретам. 

Сотрудники галереи предупреждают: незнакомка еще не приобрела официальное имя. Сейчас выяснением вопроса о личности модели занимаются лермонтовские музеи. Но даже если догадки подтвердятся, портрету предстоит долгая атрибуция.

Однако все говорит за то, что совсем скоро незнакомка скажет нам, кто она. 

КСТАТИ

Составить свое личное мнение о том, похожа ли неизвестная на Михаила Юрьевича Лермонтова - может каждый. Для этого достаточно прийти в Инженерный корпус Третьяковки на выставку «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги». Портрет работы художника Ивана Макарова висит там. 

 

СПРАВКА

Процедура атрибуции — длительная и сложная. Большое количество специалистов будут решать вопрос, насколько сильны доказательства того, что неизвестная дама все-таки Лермонтова. Ученые будут голосовать и по итогам голосования неизвестная либо останется неизвестной, либо обретет имя и фамилию. Но до тех пор во всех каталогах картина будет значиться как «Портрет неизвестной художника Макарова».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Как определили, что рама принадлежит именно этой картине, а не какой-то другой? Не могло ли быть ошибки? Все-таки раму с картины сняли восемьдесят лет назад. Да и кто знает, в оригинальном ли обрамлении продал картину Третьяковке внук художника.

- То, что рама действительно родная - мы говорим со стопроцентной уверенностью, - говорит сотрудник отдела живописи конца 19 - начала 20 века Светлана Соловьева.

Судить об этом ученым позволяет ее форма - ведь сделать овальные (да еще резные) рамы было довольно дорогим и трудоемким занятием. Понятно, что изготовить квадратную или треугольную раму куда легче, так что овальные обрамления были большой редкостью. Поэтому подобрать овальную раму к «чужому» портрету практически невозможно.

Достаточно взглянуть на портрет, чтобы убедиться, как подходит к нему рама. Ее орнамент по ритму перекликается с кружевами декольтированного платья изображенной женщины.  Кстати, женщина на портрете увита виноградными лозами: кисть винограда прикреплена к корсажу, украшает платье и прическу неизвестной. И пусть на самой раме нет изображений лоз. Однако стоит вспомнить, что виноградная лоза – символ Иисуса. А значит, изображение винограда на картине перекликается с текстом девиза "Жребий мой Иисус".

И, наконец, последнее веское слово сказали реставраторы рамы. Они отметили, что на раме нет никаких вставок и дополнений и она идеально подходит к портрету. Так что ее с уверенностью назвать родной рамой для «Портрета неизвестной» Макарова.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА - С ТАНЦАМИ, ПЕСНЯМИ И СПЕЦЭФФЕКТАМИ

15 октября на исторической сцене Большого театра состоится торжественный вечер в честь 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

У первого театра страны богатейший опыт протокольно-праздничных концертов. В былые времена они обязательно транслировались по центральному телевидению и становились культурным событием национального масштаба. И по замыслу режиссера-постановщика концерта, солиста Мариинского театра Юрия Лаптева этот вечер должен стать одновременно кульминацией и завершением года празднования двухвекового юбилея Лермонтова.

В гала-концерте прозвучат мировые премьеры, сочинения, так или иначе, связанные с творчеством и личностью великого русского поэта.

«Феномен творчества Лермонтова, - убежден Юрий Лаптев, - оказал существенное влияние на последующее развитие русской и мировой культуры практически во всех ее проявлениях и жанрах. И мы отказались от традиционных форм проведения юбилейного вечера» (далее...).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Михаил Лермонтов: «Мой предок – поэт трехмерного пространства»

Поэт, автор трех десятков поэм и четырех сотен стихотворений, «странник с русскою душой», как говорил о себе он сам. Человек, сделавший «русскую литературу литературой исповеди», как сказал о нем поэт Владислав Ходасевич... Михаилу Юрьевичу Лермонтову 15 октября — 200 лет. С главой Дома Лермонтова, потомком по линии отца поэта, полным тезкой Михаилом Юрьевичем Лермонтовым корреспондент «Вечерней Москвы» встретилась в станице Тамань — той самой Тмутаракани, описанной Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» (далее...).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.