чт 19 сентября 16:44
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Кирилл Крок: «От биографии не уйдешь, да и нечестно было бы уходить»

Кирилл Крок: «От биографии не уйдешь, да и нечестно было бы уходить»

Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок рассказал «ВМ» о прошлом, настоящем и будуем Симоновской сцены

Пресс-служба Театра имени Вахтангова

Директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок в интервью «ВМ» рассказывает о тернистом, подчас нерадостном, «неимоверно трудном» (слова Рубена Симонова) пути детища ученика Вахтангова – Рубена Симонова. Впрочем, все несбывшееся, но задуманное великим режиссером, актером, деятелем театра осуществится лучшим образом. Как «рукописи не горят», так не горят мечты, рожденные в умах и сердцах истинных подвижников театра. Между прочим, театр Рубена Симонова создавался как театр энтузиастов, театр романтиков, театр искателей новых форм, тем и высказываний. И в новом театре все это будет, - и поэзия, и публицистика, и драматургия, и клоунада.

- Кирилл Игоревич, напомните, пожалуйста, нашим читателям историю театра Рубена Симонова?

- Рубен Николаевич Симонов – любимый ученик Евгения Вахтангова - в течение многих десятилетий (около 30 лет) руководил театром Вахтангова. Сын Рубена Николаевича – Евгений Симонов - после смерти отца в течение 20 лет возглавлял театр Вахтангова. Евгений Рубенович с двумя курсами Щукинского училища решил основать Театр-студию. Стали искать место для этого театра. Остановились на школе, расположенной по соседству со зданием театра имени Вахтангова. Здание школы было построено в 1936 году и на тот момент не использовалось. Решением Мосгорисполкома здание бывшей школы было передано Евгению Симонову для создания в нем театра имени Рубена Симонова. К сожалению, Евгений Рубенович не дожил два месяца до открытия этого театра. Он принимал активное участие в создании. Изначально театр был государственным. Театром Рубена Симонова в разное время руководили замечательные актеры театра имени Вахтангова: Юрия Яковлев, Вячеслав Шалевич. Последние 20 лет Вячеслав Шалевич руководил театром, будучи уже не таким энергичным и здоровым, как раньше. Увы, театр Рубена Симонова так и не завоевал любовь у публики, как это планировалось его создателем, - Евгением Симоновым. Последние пять лет театр был на низком уровне, о чем неоднократно писали театральные критики. Решением правительства РФ и приказом Министерства культуры России, 31 декабря 2015 года, театр Рубена Симонова был передан в собственность театра имени Вахтангова для организации филиала театра – Симоновской сцены.

На фото: гардероб театра / Валерий Мясников

На фото: гардероб театра

ФОТО: Валерий Мясников

- Вячеслав Шалевич в одном из последних своих интервью газете «Вечерняя Москва» сказал о том, что «театром должен руководить режиссер, и что даже великий артист Михаил Ульянов не очень хорошо справлялся с браздами правления Вахтанговским театром». Почему раньше не было принято решение, чтобы театр Рубена Симонова возглавил хороший режиссер?

- Давайте не будем говорить о прошлом, тем более, что уже нет в живых Вячеслава Шалевича. У нас есть настоящее и будущее. Во главе Симоновской сцены – гений театра, великий режиссер современности Римас Туминас. Он руководит всем репертуаром, всем творческим процессом. Между прочим, первая премьера Симоновской сцены, «Ночь шутов», была поставлена под руководством Римаса Туминаса.

- Режиссер этой премьеры – представительница династии Симоновых – актриса и режиссер Екатерина Симонова. Приоткройте для нас завесу спектакля.

- В спектакле по сценарию Екатерины Симоновой «Вечер шутов» прозвучат стихи, музыкальные номера о театре, об актерах. Тема – актерская судьба в преломлении времен.

- В этой постановке будут участвовать актеры театра Рубена Симонова? Кстати, какова их судьба?

- Лучшие актеры театра Рубена Симонова были приняты в труппу театра имени Вахтангова. В труппе было около 40 артистов, но мы взяли девять. Причем были взяты в труппу прямые ученики Евгения Симонова и актеры, имеющие почетныезвания. Разумеется, они примут участие в этой премьере.

- Опишите Симоновскую сцену. Что она из себя представляет?

- Она состоит из двух залов – каждый на 140 мест. Замечу, что в театре построены просторные репетиционные залы, что очень важно для творческой созидательной работы. В театре уютное, красивое фойе, с буфетом, баром и большой экспозиционный зал, посвященный династии Симоновых.

- Наверняка, будут представлены редкие экспонаты. Если о Евгении Вахтангове написано много книг и в Денежном переулке создан Музей-квартира Вахтангова, то о династии Симоновых широкой публике известно немного. Очень скромные люди – представители династии Симоновых.

- В день презентации Симоновской сцены будут представлены артекфакты, раритеты, личные вещи, рукописи представителей династии Симоновых. Будут экспонироваться уникальные фотографии. В том числе книги Евгения Вахтангова с его дарственной подписью – Рубену Николаевичу Симонову, как, я уже сказал, любимому ученику. Планируем проводить экскурсии подобно экскурсиям в музее-квартире Евгения Вахтангова.

- На открытии сезона театра Вахтангова вы говорили о том, что ремонт Симоновской сцены едва ли не был самым сложным техническим процессом в вашей славной трудовой биографии. С какими сложностями пришлось столкнуться?

- Здание находилось в аварийном состоянии. Более того, все нечистоты канализации Арбата стекались именно в это здание. Прежде чем приступить к ремонтным работам и реконструкции (была произведена перепланировка здания), в течение полугода мы занимались исследованием инженерных сетей, коммуникаций. За два года выполнены работы по замене инженерных коммуникаций, произведено укрепление фундамента, стен, перекрытий, перегородок, осуществлен капитальный ремонт и, разумеется, проведены отделочные работы.

На фото: центральная парадная лестница / Валерий Мясников

На фото: центральная парадная лестница

ФОТО: Валерий Мясников

- Кто отвечал за дизайн, стиль Симоновской сцены?

- Главный художник театра имени Вахтангова Максим Обрезков. Уверяю читателей «Вечерней Москвы», что зритель окажется в стильном, красивом, современном и при этом уникальном, неповторимом, очень атмосферном здании Театра.

- В этом нет сомнений. Максим Обрезков – гений, да, и художественный руководитель театра Вахтангова – Римас Туминас – человек со стилем и с отменным вкусом.

- Приглашаем. От души. Приходите в наш театр. Будет только радость. Ведь этого хотели и Евгений Вахтангов, и его ученик Рубен Симонов.

- Не проще ли было найти не такое проблемное здание для Симоновской сцены? Возможно, есть некая прелесть в том, что на месте эпицентра канализаций создается храм искусства, - что-то вроде ахматовских строк «из какого сора растут цветы», но все-таки какие доводы в пользу этого здания – бывшей школы?

- Признаюсь, что я неоднократно задавался этим вопросом. Попытаюсь объяснить. Отказаться от здания, которое выбрал Евгений Симонов и в котором был театр имени Рубена Симонова, и в нем играли великие артисты – Юрий Яковлев, Вячеслав Шалевич, - было бы подлостью по отношению к их памяти, к их делу, к их мечте. Сказать, что театр Вахтангова не заинтересован в филиале, в новой площадке, - тоже неправильно. Театр, разумеется, заинтересован, потому что у нас большая труппа, много молодежи, и нам надо играть, надо делать премьеры, надо удивлять зрителя. Надо радовать зрителя. Мы умеем и ходим это делать, привлекая все больше сил и больше зрителей. Нам нужна эта площадка. Отвечаю на ваш вопрос лаконично: «отказаться от здания было бы подло, а сказать, что театру Вахтангова это неинтересно, ненужно, - неправда».

- Сказался ли на вашем решении – оставить прежнее здание - тот факт, что Евгений Симонов выбрал это место, и что ему не удалось увидеть спектакли театра?

- От биографии не уйдешь. Евгений Рубенович долго выбирал это здание. У него был выбор – предлагали много вариантов. А тут все сложилось – и близость с театром Вахтангова, и соседство с Щукинским училищем, и, замечу, тут же рядом – музей-квартира Евгения Вахтангова. Постепенно, по кирпичику, складывалось все то, что сегодня мы называем «вахтанговской империей» на Арбате.

- Кирилл Игоревич, есть завистники, которые упрекают и вас, и художественного руководителя театра Вахтангова едва ли не в желании стать «наполеонами» и в мании величия. Эдвард Радзинский на презентации своего сборника пьес «Дочь Ленина» назвал театр Вахтангова «буржуазным». Вам слово!

- Оставим это на совести автора. Мой ответ – время все рассудит. Время – главный судья. Давайте не будем спешить с выводами и с оценками.

- Поэтесса Марина Цветаева, которая знала и Вахтангова, и Симонова и оставила воспоминания о дружбе с вахтанговской студией, сказала «Через снега, снега – слышишь голос, звучавший еще в Эдеме? Это твой слуга с тобой говорит, Господин мой – Время». Она написала эти строки во время дружбы с вахтанговцами. 

- Все будет. И в спектакле, по сценарию Екатерины Симоновой «Вечер шутов» прозвучат стихи поэтов серебряного века.

- Симоновская сцена предназначена для молодежи?

- В спектаклях Симоновской сцены будет занята вся труппа театра Вахтангова. Так, в спектакле Екатерины Симоновой занято 25 актеров разных поколений, среди них -ученики Евгения Симонова. А во второй премьере – «Любовь у трона» в постановке Андрея Максимова - заняты ведущие актеры – Андрей Ильин, Ольга Тумайкина. В следующей постановке по Цвейгу участвует много молодежи. Повторяю, что Симоновская сцена – не обособленная, это продолжение театра имени Вахтангова.

- Чем Симоновская сцена отличается от Новой сцены театра Вахтангова? Публика не любит однообразия. Нас нужно удивлять, поражать и погружать в разные пространства и состояния.

- Когда придете в новый театр – все увидите, почувствуете и поймете. Один зал Симоновской сцены – Амфитеатр, и он не повторяет ни один из залов театра Вахтангова. Амфитеатр построен по предложению Римаса Туминаса по аналогии с самым древним амфитеатром – греческим Эпидавром. Разумеется, наш амфитеатр – маленький, но очень атмосферный. А Новая сцена театра Вахтангова, прежде всего, зал-трансформер, тогда как Симоновская сцена состоит из двух стационарных сцен.

- Каким будет репертуар Симоновской сцены?

- Римас Туминас хочет, чтобы репертуар состоял больше из публицистики, из поэзии, из экспериментальных работ. За художественную концепцию отвечает художественный руководитель.

На фото: гардероб театра / Валерий Мясников

На фото: гардероб театра

ФОТО: Валерий Мясников

- Евгений Вахтангов поставил последний спектакль «Принцесса Турандот». Этот спектакль – символ вахтанговского театра. Уже ходят слухи, что Римас Туминас боится загадок коварной китайской принцессы Турандот и не хочет, чтобы этот спектакль был на вахтанговской сцене. Может быть, он будет на Симоновской сцене?

- Римас Владимирович вряд ли боится загадок принцессы Турандот (это шутливый ответ). Дело в том, что Римас Владимирович считает, что для «Принцессы Турандот», для этой сказки Карло Гоцци, должно наступить особое время. Вахтангов ее поставил в очень непростой год – 1921-й, поставил как экзотическую сказку… Римас Владимирович полагает, что пока не наступило время для новой «Турандот».

- А вы как считаете?

- На мой взгляд, «Турандот» нужно оставить будущим поколениям. Это будет другая Турандот – Турандот 21 века. Давайте  подождем, пока созреет молодая вахтанговская смена.

СПРАВКА

Общий бюджет реконструкции и оснащения филиала - 205 миллионов рублей. Здесь три финансовых источника. Начальный этап реконструкции (укрепление фундамента и стен, ремонт фасада) проведены благодаря субсидии Министерства культуры. Она составила 25 миллионов рублей. 80 миллионов рублей вложили спонсоры. 100 млн. рублей театр вложил из собственных средств, заработанных от показа спектаклей в Москве и на гастролях.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Римас Туминас, художественный руководитель Театра Вахтангова:

- Для Вахтанговского театра Симоновская сцена – не просто еще одна площадка. Это будет театр мировой литературы во всех его жанрах. Через литературу мы будем искать драматургический ключ, чтобы открыть интересный и неожиданный ракурс. Литература более свободна в жанрах, не имеет жестких драматургических рамок. В этом направлении могут пробовать свои силы актеры, молодые режиссеры. В этой ипостаси нас ожидает открытие новой стилистики, свежего взгляда. Это интересно и перспективно. Мы попытаемся расширить горизонты театра, и начало этому положено.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Новости СМИ2

Ольга Кузьмина  

Бондарчук и Андреева. А осадочек остался

Александр Никонов

Требуйте обязательный ЕГЭ по английскому

Михаил Виноградов  

Почему онлайн-календарь прививок — безусловное благо

Алена Прокина

Развенчан один из главных мифов о москвичах

Ирина Алкснис

Как Москва стала центром притяжения для туристов

Анатолий Сидоров 

«Мозги утекают»? Что за глупости

Владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский

Церковь ценит труд писателя