Как овладеть искусством рисования по Эбру
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСА«Вечерняя Москва» продолжает рубрику «Другая весна». Когда вокруг столько пугающих новостей, хочется вспомнить, что бывает и другая весна — солнечная и увлекательная. Сейчас самое время, чтобы научиться чему-нибудь новому — танцевать, например, или рисовать.
Даже сидя дома в самоизоляции, можно, и даже нужно, проводить время интересно. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывала на мастер-классе по эбру — технике рисования по воде, и делится с читателями секретами этого необычного вида творчества.
Множество ярких баночек и инструментов: шила, кисти, палочки для рисования. Это все, что понадобится, чтобы создать картину.
— Вы сегодня будете рисовать впервые в этой технике? — интересуется у меня художница Ольга Андреенкова, которая взялась обучать меня азам своего мастерства.
— Да, — отвечаю.
— Чудесно, в таком случае предлагаю выбрать не очень сложный сюжет, — Ольга показывает вариант морского рисунка. С водорослями, звездочками и большой красной медузой.
Его мы и нарисуем сегодня. Иду к кулеру за теплой водой. Ольга переливает часть в чистый стаканчик, насыпает туда какого-то порошка и отдает мне емкость вместе с палочкой, которой я буду рисовать в ближайший час.
— Эбру — техника рисования по воде, — поясняет она. — Но не простой, а смешанной с загустителем из целлюлозы, его нужно около шести граммов на стакан. Смесь можно купить, а можно сделать самому. Полагаю, пройти весь процесс от начала до конца гораздо интереснее!
Оказалось, не так-то просто помешивать раствор непрерывно, пока он не загустеет и не станет прозрачным, без комочков и пузырьков...
Пять минут, десять — только и слышно, как палочка стучит о стакан.
— Не останавливайтесь! —подбадривает меня наставница. — Чем медленнее мешаем, тем хуже получится смесь. Давайте, как будто миксером: вж-ж-ж!
Наконец справляюсь с поставленной задачей. Теперь можно добавить холодной воды и вылить раствор в заранее приготовленный лоток размером с листок бумаги.
— Теперь рисуем морское дно, — Ольга подает крышечку с желтой краской. — В составе красок бычья желчь. Мы будем рисовать на поверхности поддона, главное условие — не касаться дна, иначе краска «утонет».
Повторяя за Ольгой, чуть касаюсь палочкой водной глади. Пятна постепенно расплываются. Художница показывает еще один метод: можно стряхивать краску с кисточки, стуча ею по указательному пальцу.
— Советую держать инструмент ниже уровня бортика, иначе брызги будут на столе и на вашей одежде, — подсказывает Ольга.
Вот фон и готов! Протираю кисточку, чтобы затем окунуть ее в другую краску. В синей глубине нужны зеленые растения... Здесь тоже сначала ставим пятна, а потом выводим из них линии снизу вверх, добавляем завитушки, листики, тонкие прожилки другим цветом... Ощущение такое, будто выращиваю водоросли прямо на «холсте».
Настало время заселять созданный только что мир животными. У меня — красная медуза. Стараюсь срисовать с образца, но выходит что-то свое, немного другое.
Наконец наступает волнующий момент: кладу лист бумаги на поверхность лотка. По сигналу быстро переворачиваю работу, и, о чудо, — картина, оставив на поддоне только осадок, магическим образом перемещается на бумагу.
Эбру завораживает! Сравниваю свой законченный рисунок с образцом. Совсем непохожи! А ведь один и тот же сюжет. Похоже, имея дело с эбру, никогда не угадаешь, что в итоге получится.
— Прелесть этой техники рисования заключается в ее непостоянстве и экспрессии. Когда все смешивается, будто облака плывут, завихряясь. Это настоящее торжество фантазии. И эбру не подчиняется логике масляной живописи, — говорит Ольга, будто угадав мои мысли. — Там можно неудачно мазнуть кистью, и получится какая-нибудь каляка-маляка, а здесь такого точно не случится.
— Тут каляку-маляку всегда можно превратить во что-то интересное? — задумчиво спрашиваю я.
— Да! Ведь это рисунок, который бесконечно меняется. Самый настоящий танец красок. Кстати, в технике рисования по воде есть и другое направление: изображение можно переносить на одежду.
А для бумажных работ есть и бюджетный вариант, который каждый может попробовать дома: рисовать, используя обычную воду, масляные краски или гуашь.
СПРАВКА «ВМ»
Название техники рисования «эбру» уходит корнями в разные языки. По-турецки ebri значит «воздушные облака». Арабское слово ab-ru переводится как «вода для лица». А в чагатайском есть слово ebre, которое означает «волнообразный». Точно неизвестно, в какой стране впервые стали рисовать на воде. Многие исследователи называют родиной этого удивительного искусства Древнюю Индию. Как бы там ни было, наибольшее развитие эбру получила именно в Турции. Самая древняя работа в этой технике относится к XI веку. Турки и персы применяли эбру в переплетном деле. А с XVII века турецкое «искусство бумаги» стало постепенно получать известность в Европе. Схожая техника — суминагаши — распространена и в Японии.
Читайте также: В Центральном доме литераторов прошла презентация поэтического альманаха