Авангард сценического искусства: Театр на Таганке всегда актуален
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВ четверг, 23 апреля, Театр на Таганке отмечает свой день рождения. Его история началась в 1964 году с режиссера Юрия Любимова, чья постановка «Добрый человек из Сезуана» по произведению Бертольда Брехта стала визитной карточкой театра.
Изначально этот спектакль Юрий Любимов поставил еще в Театральном училище имени Щукина, где он преподавал как дипломную работу в 1963 году. В январе 1964 года директор театра Николай Дупак пригласил Любимова на пост главного режиссера. Тот принял предложение и пришел вместе со своими учениками из Щукинского училища, дополнив труппу близкими по эстетическим принципам артистами. В Театре на Таганке служили Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Анатолий Васильев, Инна Ульянова, Валерий Золотухин и Иван Бортник. В нем играли спектакли без занавеса, разрушая «четвертую сцену». В его фойе — портреты Бертольда Брехта, Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова. Театр всегда был авангардным и противоречивым, острым.
— Это была такая банда верящих в себя совершенно смелых ребят, которые готовы были делать новый театр, — рассказывает директор творческих проектов Театра на Таганке Елена Груева. — И черты того театра — живого, разнообразного, не боящегося проб и даже ошибок, мы сейчас пытаемся сохранить.
Театр на Таганке пережил многое. В 1984 году Юрий Любимов эмигрировал. Его преемником стал Анатолий Эфрос, после смерти которого в 1987 году место главного режиссера занял Николай Губенко, который позже добился для Юрия Любимова права вернуться в СССР, а после передал ему свою должность.
В 2011 году Юрий Любимов передал пост художественного руководителя Валерию Золотухину. А 5 октября 2014 года Любимова не стало.
В 2015 году Театр на Таганке стал театром директорского типа, без должности худрука. Возглавляет его Ирина Апексимова. При ней были поставлены спектакли — обладатели премии «Золотая маска»: «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» Алексея Франдетти и «Беги, Алиса, беги» Максима Диденко на стихи Владимира Высоцкого.
— Каждый из наших спектаклей ставит новый, молодой режиссер. Мы считаем, что дух времени приходит в театр с людьми, — говорит Елена Груева. — У нас разноплановые актеры — они поют, играют на музыкальных инструментах, прекрасно двигаются, всегда рады новому опыту.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Апексимова, директор театра на Таганке:
— Главное — это ничего не загадывать и не планировать, как бы это смешно ни звучало. Мы собирались день рождения театра отметить на гастролях в Южно-Cахалинске спектаклем «Чайка 73458». Но артисты умеют существовать в любых предлагаемых обстоятельствах, и мы встретимся на сцене с помощью современных технологий. Наши актеры смогут увидеть зрительный зал — жаль, что он будет пустой — и прочтут замечательный текст Брехта.
Читайте также: Скульпторы работают над созданием памятников, посвященных подвигам и театру