Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Джон Шемякин: Без мечты в России — никак

Развлечения
Джон Шемякин: Без мечты в России — никак
Фото: facebook.com/john.shemyakin

У каждого времени свои герои. Джона Шемякина называют кумиром «Фейсбука», и это не преувеличение: и его посты на личной странице, часть из которых уже превратилась в невероятно забавные и умные книги, и программы с «разбором» литературных произведений, которые они проводят вместе с Татьяной Толстой, вызывают бурную реакцию. Она может быть разной, с «вилкой» от непонимания и неприятия до абсолютного восторга, но юмор, непредсказуемость и парадоксальность логики этого блогера, историка, писателя и экс-чиновника как минимум удивляют.

Если честно, то лучший «формат» уникального собеседника Джона Шемякина – конечно же видео, поскольку любой его рассказ или рассуждения – весьма эмоциональное представление, оставляющее долгое послевкусие. Но у бумаги свои плюсы, ее можно сохранить и перечитывать, этим и воспользуемся.

СЕТИ, ПРОФИ И ЛИТЕРАТУРА ТРАВМ

— Вот как бы сформулировать-то… Попробую коротко: интернет и литература. Ну, кому, как не вам вопрос!

— Интернет и литература — это, на мой взгляд, явления мало пересекающиеся. Литература стала гораздо доступнее. Я прекрасно помню, как во времена студенчества книги приходилось заказывать и ждать месяцами. Помните эти славные времена? Еще и прислать могли не книгу даже, а микрофильм, как в «Семнадцати мгновениях весны», а потом иди ищи какой-то специальный фотоувеличитель, где-то все распечатывай. Теперь нам доступно огромное количество прекрасной литературы, в том числе научной и научно-популярной, благодаря интернету и библиотекам. Но у литераторов, по понятным причинам, есть обида на интернет.

— Вы о финансовых соображениях, Джон Александрович?

— И о них. Литератором сейчас может быть или звезда, или человек, который имеет, как говорили раньше, отхожие промыслы. Будем реалистами — жить литературой сейчас практически невозможно, мы же знаем размер тиражей и гонораров. Но так возникает вопрос о профессионализме литераторов, ведь профессия — это то, за что ты получаешь деньги, все остальное — хобби, увлечение, служение, епитимья — что угодно. Литератору-не-звезде в литературе сегодня никак невозможно… А литераторов-звезд можно перечесть на пальцах фрезеровщиков — то есть их не более семи. Остальное — возврат в Пушкинскую эпоху, когда можно было при имении в триста душ публиковать стихи. Пушкин попробовал быть литератором профессиональным, получать за написанное деньги, и у него почти получилось… Что сейчас? Скажем, интернет поощрил такое явление, как пиратство.

— Зло, боль, беда, отчаяние?

— Вы знаете, честно: я отказываюсь иметь какую-либо точку зрения по этому поводу. С одной стороны, безумно обидно, когда человек пишет книгу, получает свой небольшой гонорар, роялти, и тут эту книгу у него воруют и пускают в оборот. Этот человек потратил силы и время, претерпел муки, ведь писательство это всегда мучительный процесс, а люди, хохоча, скачивают этот его труд, если книга того, конечно, достойна, посылая ему привет на словах. Но, с другой стороны, понятно, что пиратство делает литературу доступной для людей, в том числе для тех, кто финансово несостоятелен. Вы же видели, сколько книги стоят!

— То есть вы хотите сказать, что вам ни капли не обидно и не горько, что вас растащили на цитаты по всему интернету даже без намека на авторство?

— Мне — не горько. Не потому, что я умалишенный бессребреник, я вовсе не лишен тщеславия, хочу, чтобы люди, встречая меня на улицах, замирали и плакали. Но я — реалист, и прекрасно понимаю, что если не так, то — никак. И если тебя не разворуют, ты станешь любимцем двух тысяч людей в лучшем случае.

— Первый раз, наверное, слышу от автора книг слово в защиту пиратов. Но логика в этих словах, конечно, есть.

— Понимаете, у нас изменилась структура литературного промысла. Когда-то «Новый мир» имел тираж в три миллиона. Сейчас какой у него тираж? Не будем о грустном. Интернет — это символ того, на мой взгляд, что у нас основная часть публики потеряла охоту к чтению, поскольку он прекрасно заполняет досуг. Причем заполняет его не каким-то тупым развлечением, а вовлекает публику в активное генерирование собственных мыслей, включая дискуссии и споры. Там все кипит! Зайдите на любой форум — беременных мам, пекарей пирожков, плотников, — и оцените, какие там происходят прекрасные, завораживающие своими масштабами баталии!

— Они чрезмерно агрессивны в большинстве своем. Увы.

— Да, конечно, потому что невозможность ударить собеседника табуретом по голове обескураживает. Там все раскрываются по полной. Один добрый знакомый учил меня: «Джон, общайся с интернетом так, будто ты разговариваешь со студентом-юристом из Чечено-Ингушетии, взвешивай слова!». Но люди этого принципа не всегда придерживаются. Но я к чему? Вот говорят — ах, перестали читать. Да, мы были самой читающей страной. Но скажите, а что нам еще было делать?! Не было другого, мы и читали. Помогло ли нам это? Не знаю. Мы слишком переоценили нравственно-воспитательные и нравственно-созидательные аспекты литературы. Мы на них надеялись, а они нас подвели: Лев Николаевич Толстой не спас от 1991 года, Александр Сергеевич Пушкин — от 1993-го… И Есенин нас не уберег от девяностых. У нашей нации — несформулированная, страшная обида на литературу, у моего поколения точно. На литературу и наши мечты. Ведь все мы были Мальчишами-Кибальчишами…

— Павками Корчагиными…

— Да! И вообще мы были чрезвычайно литературно вовлечены. А 1990-е превратили нас Бог весь во что, я это и про себя говорю, поскольку это время отлично помню. Интернет стал совершенно новой реальностью. И литература обижена на него, поскольку с трудом выдерживает конкуренцию с ним, или не выдерживает уже. Ваши закономерные вопросы далее — будут ли люди читать бумажные книги в ближайшее время. Отвечаю: староверы вроде меня — будут. Может быть, потом эта мода вернется, но пока перспектив не вижу. Перестанут ли люди читать? Нет, не перестанут. Но вопрос, что они будут читать. Литераторы старой школы — назидают, литераторы всех возможных последующих волн пытаются завоевать внимание публики, а оно завоевывается понятно чем.

— Подождите, пожалуйста. Ну а как же цифры? Статистически, россияне стали больше читать.

Я не считаю себя ни литератором, ни писателем, смотрю на происходящее как бы со стороны и вижу другое: круг людей, читающих бумажные или электронные книги, сужается, причем гораздо более катастрофично, чем нам кажется. И потом, я смотрю на то, что люди читают. В том числе мои дети. Это вызывает огромное количество вопросов. Я в это не лезу, но испытываю оторопь. Все читают литературу о травмах, вы замечали? Мы живем в культуре, в которой основным культом является травма. Хочешь быть успешным автором — пиши о травмах.

— Какая красивая и неприятная формула успеха получилась… Вы подразумеваете травмы и физические, и моральные, и нравственные? Как вас правильно понимать?

— Так и понимать: есть травмы, они описаны — тебя будут читать. У нас чрезвычайно травмированная, болезненная память. У нас нет ни одного периода в истории, в котором хотелось бы жить. Я говорю это как историк и как сын человека, родившегося в 1924 году, понимаете? Для меня прошлое — это не позавчера, а поза-позавчера. Поколение беби-бумеров, которое родилось первым после войны, дало этому процессу первый толчок, а конец ХХ века дал второй толчок, окончательный. И сейчас невозможно написать и продать, например, историю просто о счастливой семье. Поднимите пласт так называемой психологической литературы, скажем, по теме «мать и дочь». В поисковике наберите, что выпадет? Токсичные матери, «Нелюбимая дочь», «Третья — лишняя». Там не будет книг о счастливой матери и дочери. Все травма, везде. Все подвергались каким-то насилиям, кого ни возьми, если не в детстве, то в молодости. И уж сто процентов абсолютно все терзались в подростковом возрасте, и до такой степени, что сейчас этому выросшему подростку уже 47 лет, а он, несчастный, не может ничего из пережитого забыть и жениться! Культ травм! У нас нет культа психологической гармонии или психологического здоровья, нет культа счастливой семьи, у нас все семьи, и сейчас я не только о России говорю, являются каким-то гнездилищем не только пороков, но и всех возможных несчастий и угроз.

— Но подождите. А как же культ советской семьи, ячейки общества? Да, в ней много было перекосов, передергиваний, но ее вполне сознательно и даже успешно культивировали.

— Я не являюсь апологетом Советского союза, особенно позднего, но скажу так: культ счастливой советской семьи, при всей его надуманности и натужности, позволил нам, например, добиться совершенно потрясающего среднего образования и довольно приличного образования высшего. Это стало возможным именно через культ счастливой советской семьи, где все чему-то постоянно учились: отец, мать и даже бабушка, живущая на сундуке в общем коридоре, и та читала газету. «Стыдно чего-то не знать» — это был один из элементов культа советской семьи. Но теперь не знать — не просто не стыдно, не просто нормально, а этому придается даже некий шарм: «я этого не знаю, и знать не хочу». Кто мог так ответить в годы моей молодости? Никто. А теперь так говорят направо и налево. «А я считаю» — это то, что я слышу каждые двадцать минут. У нас ныне культ собственного мнения, не важно, какого. Или «я этого не знаю» и «мне это неинтересно».

НЕ ТРОГАЙТЕ, И БУДЕТ ЛУЧШЕ

— От услышанного засосало под ложечкой. Но ведь это, по сути, тупиковая ситуация.

— Не знаю. Правда. Вы хотите услышать некий прогноз? Хорошо. Скажу так: я считаю, что если мы не изменим систему среднего образования, нас ждет не какой-то тупик, а головокружительный и очень быстрый крах. Уверен: нужно на десять лет наложить мораторий на любые эксперименты в образовании. Я бы конституционно это закрепил: «Системы среднего образования не реформировать, не трогать, не укрупнять, не разукрупнять, не модернизировать». Дело в том, что образование всегда должно чуть отставать, быть консервативным.

— Много лет назад в «Школе злословия» вы рассказывали об особых очках, которые нашим помещикам привозили из-за границы. Через них особенно приятно было смотреть на свои владения. Я думала, это некий образ, а оказалось, их правда привозили. Может, эти очки волшебные к нашему носу просто приросли?

— Я два года учился в Японии, в школе при посольстве, и мы, изучая японский, читали одну сказку. Мне она всегда казалась пугающей. Суть ее в том, что два мальчика отправились странствовать, и в горах у озера набрели на деревеньку, где жили странные люди — грязные, страшные. Но при этом они всегда веселились, пели и улыбались. Мальчики решили остаться там жить. Но потом оказалось, что в озере живет дракон, и раз в месяц жители деревни бросают туда жертву — человека. Он ее сжирал, а взамен давал людям свою чешую. Вставив чешуйки в глаз, человек начинал видеть все вокруг необыкновенно и волшебно прекрасным. Мы тоже все видим через чешую. Такие понятия, как факт, анализ и объективность исчезли из СМИ. Я не мечу сейчас камни в ваш огород, это мировой процесс. Мы все — жертвы бесконечных беззастенчивых манипуляций, смотрим на все через чешую, причем во многом эту чешую нам обеспечивает интернет.

— Джон Александрович, простите, но не могу согласиться. Какое такое «волшебное и прекрасное»? Какие иллюзии! Нам все плохо, мы всем недовольны, даже тем, что хорошо.

— Не всегда, но в целом, глядя на свою страну, мы ничего хорошего в ней не видим. Я повторюсь — спросите у меня, когда Россия жила лучше всего. Во-о-от! Драма нашей страны в том, что она никогда не жила лучше, чем сейчас. Если со мной кто-то не согласен, я с удовольствием послушаю, какой временной период из всей российской истории вы можете взять в противовес.

— Думаю, никто не назовет, если честно, на любом отрезке будут войны, мор и страдания.

— Или повсеместное «Боже, царя храни» и сорок процентов населения в рабском состоянии. Кстати, немного о другом: уникальность русских в том, что они всегда на себя наговаривают Бог знает что. И что они ленивые, и что несобранные. Но есть народы и «поленивее» и «понесобраннее», заковычу эти слова. Но крайне трудно представить себе рыдающих о своем несовершенстве японцев.

— Но почему так? Это правда какая-то национальная черта.

— Мы себя не ценим. На протяжении столетий нам внушали тезис о нашем несовершенстве. А истерические попытки крика «мы самые лучшие» — это оборотная сторона все той же медали. Поразительно, но мы никогда не оценивали себя объективно, а объективно себя надо оценивать чрезвычайно высоко. Мало какой народ выдерживал такие испытания, причем я говорю даже не о войнах, а просто о выживании. Не надо говорить, что мы всё изобрели, что мы — самые лучшие, пусть другие об этом говорят, но мы должны знать себе цену. Справный мужик в деревне — это ведь не тот, что курит и бьет себя в грудь, вопя «вот я какой». И не тот, который на заваленке колотит себя по башке, оглашая округу признаниями «Я пьянь подзаборная». Справный мужик — это человек самоактуализированный, знающий себе цену, осознающий свои плюсы и минусы, не припадочный. Хотя нас постоянно готовили к каким-то припадкам. Много, много странного.

ВЕЧНАЯ ПОЭМА «БЕЗ ГЕРОЯ»

— Мне кажется, мы в советское время жили с авторитетами надуманными, а сейчас – вообще без них. Не знаю, что хуже.

— Давайте немного о другом. Вот, скажем, если задают вопрос, а кто у нас — герои российской истории, в ответ называют кого? Перечислю. Либо монархов, либо полководцев, иногда ученых, которые напрямую были связаны с войной — Дмитрия Менделеева или Сергея Королева, например.

— И это неправильно? Хорошо, а кого надо называть?

— Надо называть и их, но и тех, кто шаг за шагом улучшал жизнь своей страны. Поясню на примере, причем я могу их привести много. Скажем, в 1911 году российские медики смогли блокировать и не дать распространиться Маньчжурской легочной чуме. Эпидемия вспыхнула в 1910 году в Харбине, смертность — сто процентов. Наши ученые сформулировали тогда понятие естественного очага распространения инфекции, и благодаря самоотверженности русских военных и гражданских медиков чума была остановлена. Это было всего 110 лет назад, но кто это помнит? А я дружу с внучкой одного из тех медиков-героев. Всего лишь внучкой! В 1915-м пленные турки завезли целый букет инфекций в Самару, губернатор от этого умер, а кто остановил вспышку? Врачи и сестры милосердия. Многие нежные эти девочки, совсем юные, погибли, и другие жертвы были, но ведь остановили! Еще проще: кто сделал водопровод в Москве?

— Алексеев. Николай Александрович.

— Верно. Но он выполнял все же организаторские функции на правах городского главы. Я имею в виду руки, проекты, все прочее. Еще пример. Вот у нас снимали фильмы про каких-то выморочных гардемаринов. Я без осуждения, не думайте! Но в школе гардемаринов именно в то время, которое нам показывали, учился человек, которого англичане зазывали в Британское Королевское географическое общество. Он впервые создал и издал огромное количества карт для навигации тех морей, где никогда сам не был, он все рассчитал на кончике пера, головой, а потом еще составил свод российской грамматики, по которой учились, скажем, родители Пушкина, да и он сам, скорее всего. Такой был гардемарин, но о нем — ни слуху, ни духу. Я уже не говорю о том огромном количестве людей, которые своим умом, талантом и харизмой пробивались из крестьян какой-нибудь дальней губернии, становясь прекрасными архитекторами, врачами и инженерами.

— Мы — Иваны, родни не помнящие, растения без корней?

— В России отсутствует культ труда и успеха через труд. Мы не ценим то, что делаем. Я как-то недавно листал старый журнал и наткнулся на фотографии времен строительства Транссибирской железной дороги, момент возведения моста через Енисей в реалиях XIX века. На фото — колокол водолазный, мужики, занимавшиеся опорами моста, только что поднятые наверх, с такими лицами иконописными! И ужас на них, и счастье, что солнце увидели! Мы их не вспоминаем, а имен и не узнаем уже никогда. А в Нью-Йорке мне человек тридцать рассказывали с гордостью — вот, смотри, этот мост — строил мой дед! И в Глазго сестра повела меня смотреть на церковь в ныне неблагополучном районе: смотри, ее строил наш прадед. С какой все это гордостью произносится! В Москве при мне никто не говорил, что гордится тем, что ту или иную станцию метро строили их дед или бабка. А если прошлое и вспоминают, то совсем другое – какие-то бесконечные репрессии. Все — травмы! Это то, о чем мы говорили.

ПЕРЕМЕНЫ НЕ ТАК ТРУДНЫ

— Джон Александрович, даже странно. Вы такой оптимист, но разговор начинает заворачивать в сторону абсолютного бесперспективняка.

— Ничего подобного и загрустили вы напрасно. Ничего страшного в моих словах нет. Тем более, все это не так трудно изменить.

— Позвольте не поверить. Вы говорили о поколенческих проблемах, искажениях и передергиваниях скатерти, как это — «не трудно»?

— Ну, например, надо сделать над собой усилие и не устанавливать мемориальную доску Маннергейму в Петербурге. Ну не надо, и все.

— А установить доску ученому Михаилу Филиппову, который ныне совершенно позабыт, а мог бы снискать лавры Николы Тесла?

— Да, или профессору Краснову, который привез в Россию чай… Необходимо создавать индустрию настоящих русских героев.

— А ваш «Дикий барин», так взбудораживший интернет, он, к слову, не герой нашего времени?

— Образ дикого барина — это не очень серьезная, прямо скажем, вещь, странные мои заметки, которые при этом, как я надеюсь, выполняют функцию витаминов. Я далек от мысли, что придумал какое-то лекарство, но от их чтения настроение точно не ухудшается. Но когда мы говорим всерьез об индустрии российских героев, я имел в виду пропаганду. Почему я использовал слово «индустрия»? Да потому, что я его люблю, в нем нет ничего бездушного или грустного. Грустное — это когда у нас на коленке что-то ваяют и называют это «штучным производством», хотя это не штучное производство, а кустарная халтура. Да, нам нужна индустрия — восстановление имен людей, которые спасли страну от огромного количества болей, голода, безграмотности — еще одного кошмарного нашего несчастья.

— Относительно преодоления безграмотности советской власти, мне кажется, точно предъявить нечего. Так?

— На этом запасе и держимся!

ПР ДЕЛЬФИНОВ И ЧЕРЕПАХ

— Джон Александрович, а что вы думаете относительно образования нынешней молодежи?

— Да надо уже говорить не про пробелы в образовании, а про другую реальность.

— Про ментальный разрыв?

— Это не разрыв даже. Для нас жизненно значимые, базовые, релевантные ценности, — сохранились. А что объединяет поколение сейчас? Набор элементарных жизненных ценностей — кров, хлеб, зарплата... Все другие ценности, которые формально нерелевантны, по сути вообще сегодня не представлены. Общего культурного языка в рамках страны тоже нет. Люди двадцати пяти лет и пятидесяти кажутся представителями не разных поколений, а разных планет. Нужен культурный код, код именно в математическом смысле, и к нему нужен ключ — для расшифровки. Мы вот говорим с вами, а теперь представьте — возможен ли такой разговор с человеком, которому 25? Какой Корчагин, какой Алексеев, какая Маньчжурия и Харбин, Транссибирская магистраль — господи, что это? Они ничего этого не знают и им этого не надо. В процессе разговора с молодыми ребятами у меня возникает полное ощущение, что я общаюсь с дельфинами. Они доброжелательны, улыбчивы, головой кивают. Но они для меня — дельфины, а я для них — трехсотлетняя черепаха, которая вылезла откуда-то с куском салата в пасти и что-то там шамкает, произнося просто набор букв. Апухтин, Карамзин, «Бедная Лиза», «Живой труп», какой-то Шукшин — ты о чем, мужик, ты что, сам все это придумал?!

— Ну и я черепаха, все с тем же салатом. Но вы хотите сказать, что у нас и у них нет ни одной точки пересечения?

— Отчасти объединяет музыка. Через нее еще можно найти коммуникативные нити, по которым реально достучаться до очередного инопланетного существа… А какие еще точки? Современный литератор 55-60 лет сидит в своем бункере и бьется башкой о стену, надеясь, что его услышат. Он пишет проникновенные вещи, но для ровесников, а на следующее поколение он уже не работает, поскольку в этом возрасте абсолютно невозможно уже написать книгу для детей.

— Потому что это — про другое?

Конечно. Представляете, скажем, мы вот разговариваем, и тут открывается дверь и заходит камер-фрейлина Екатерины Великой, начинает говорить по-французски: «Граф Сегюр покинул Париж». Какой Сегюр? Кто она, эта женщина?! Но нынешняя молодежь нас так видит. Я, признаться, с 25-летними общаюсь, а тех, кто младше предпочитаю обходить стороной, чтобы не покалечить их мозг, а также, чтобы они не довели меня до крайности. Они не плохие, кстати! Только мы им — неинтересны. И у них, например, есть то, чего не было в детстве у меня и у моих ровесников: чувство собственного достоинства, потрясающее, довольно мало агрессии. И нет чудовищных конфликтов по поводу жевательной резинки или ластика с запахом ананаса.

— О, да. Но зато у них есть айфоны. У кого-то, правда, нет, что тоже — почва для конфликта.

— Отсутствие айфона не так болезненно, как отсутствие жевательной резинки, потому что айфон при любом достатке — это ощутимые деньги. А жевательная резинка — это просто отношение к нам государства.

— Но, без комплиментов, объективно: вас слушают и «дельфины». И начинают иначе воспринимать литературу.

— Потому что я пытаюсь своими скромными силами вдохнуть в совершенно выветрившийся контекст этих произведений немного понятной для всех атмосферности. Пытаюсь актуализировать его не за счет фантазий. Я могу чего-то не знать, но мои заблуждения — доброкачественные, как я уверен, и у меня нет желания что-то подправить, подчистить или изменить. Другое дело, как можно, скажем, актуализировать «Анну Каренину», когда современная девочка девятнадцати лет опытнее Анны во всех, понимаете, смыслах? Как скажут сейчас, она прошаренней Анны в разы, это Каренина должна была бы у нее поучиться! И тут возможность для актуализации, как мне кажется, одна. Чтобы молодые заинтересовались этой странной историей Льва Николаевича, надо показать, как Вронский и Анна покидают этот свет. Сначала в плане общества, поскольку после неудачных попыток влиться в сообщество в новом качестве Вронский окружает Анну иностранцами, покупает ей стиральную машину, чтобы не ушли слуги… Словом, они окружают себя защитным коконом, и процесс создания этой капсулы очень интересен.

— Чувствую, не очень вы довольны тем, как преподается литература в школе…

— Я хоть и говорил, что не надо трогать образование десять лет, но список изучаемой литературы изменил бы.

— Кого-то изъяли или вставили?

— Так вопрос не стоит. Я хотел бы услышать от Министерства образования и просвещения четко сформулированный в одном предложении ответ: для чего, например, дети должны изучать «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Я не против Александра Николаевича! Но очень интересно, что они скажут. Или, скажем, какая педагогическая цель преследуется Министерством при изучении «Войны и мира» Толстого в десятом классе? Я считаю, что это просто «галочка». Но, может, я услышу ответ, и первый закричу «браво»! Я не вдаюсь в технические дисциплины, меня интересует история и литература. Скажем, меня смущает отсутствие единого общенационального учебника истории и сильных исторических учебников региональных. Смущает и отсутствие мотивационной части в изучении литературы. Полное ощущение, что у нас ядерная война и мы должны какие-то священные тексты изустно передать другим поколениям. Летит метеорит — учите наизусть «Евгения Онегина»! Это все — какая-то сплошная «Курочка Ряба», некая история, которая бесконечно передается из поколения в поколение, и при этом никто не задумывается, о чем она. Да, если опустить то, что это — зашифрованные индуистские мифы, то о чем все это, эти плачи деда и бабки, золотые и простые яйца? О чем, для чего, это формула вызова кому? Никто ничего не понимает. И литература у нас преподается на уровне инстинктов: есть гигантский неизжитый советский пласт, куда подбросили Александра Исаевича Солженицына и кого-то еще, но цель? Учителя литературы занимаются комментированием сакральных непонятных текстов, используя катехизис вопросов. А чем занимался Онегин до поездки в деревню? А что Татьяна? Как у них? А вы лучше задайте вопрос детям, пусть подумают, отчего у Лариных на всю помещичью семью — одна ложка для варенья? Пусть подумают. Предложат версии, напишут эссе! И почему Татьяна плохо говорит и пишет по-русски. Как это — «плохо»? Говорит с акцентом, вообще молчит, как? Простите, я что-то заболтался.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПУБЕРТАТ

— Так это потому что о больном. И возразить по сути нечего. Но хочется ваше мнение о «текущем моменте» послушать.

— Россия — баба-здоровяк, и не такое переживала. Нами сейчас переживается серьезный идеологический кризис, гигантская трансформация. Наша страна — подросток. Мы ни по опыту, ни по силе, ни по умениям далеко не дети, но эмоционально нас погрузили в состояние пятнадцатилетнего угловатого аутсайдера. Для нас все враги, все желают нас погубить, кругом одни чужие, нас никто не ценит, и так далее. Почему, скажем, подросток не может найти ни с кем общего языка? Потому что он себя не сформулировал – кто он, что он, он себя стесняется, он на гигантских гормональных качелях. А вокруг — сплошь люди, которые его не понимают, от родителей до одноклассников. Во всяком случае, такое переживали подростки в мое время.

— Мне кажется, пубертат — он и есть пубертат, от эпохи к эпохе не меняется.

О, я хотел бы пожить в современном пубертате! У меня есть возможность его наблюдать! Смеюсь. Так вот, моя страна находится в подростковом возрасте, испытывая комплекс величия и неполноценности одновременно. Мы одним и тем же ртом говорим о том, что у нас все разворовали, и при этом мы — самые великие. У нас ничего не получается, но мы можем всех уничтожить. Мы говорим, что вокруг враги, но тут же спрашиваем, почему нас никто не любит. И все это совершенно гармонично уживается в нашем полубредовом, как у подростка, сознании. Но я убежден, что Россия переживала и гораздо более мрачные во всех смыслах времена и ничего, выживала!

— Отвлек от Апокалипсиса и увлек умы иным?

— Ну, когда старые кладбища начинают переносить — тут поневоле отвлечешься. Я к тому, что когда все сходят с ума, нужно срочно заделать какой-нибудь потрясающий проект, и чем неосуществимей, сумасбродней, страннее он будет, тем больше вероятность, что его реализуют. Нашу страну лозунгом «Поднимем зарплату на 5,8 процента за три года» в состояние экстаза не приведешь. А призывом «Давайте полетим на Марс» — легко. Я серьезно. Восторг от полета в космос в 1961 году был куда большим, чем от снижения цен. Россия вообще — страна проектов, так что и общенациональные идеи в ней могут и должны быть, но самое главное — наша страна может существовать без чего угодно, но без мечты — не может никак. Мечту сформулировать не так сложно, но за нее, конечно, придется отвечать. Я считаю, что создание научных центров, возвращение престижа науки — отличная и конкретная цель, ведь самое главное, что мы утратили — это престиж знаний. А вернется престиж знаний — восстановится и все остальное.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.