Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Открыл Америго

Развлечения
Открыл Америго
Фреска Доменико Гирландайо «Мадон- на» (около 1472 года), флорентийская церковь Всех Святых / Фото: Yotube

Красота бессмертна. Как и мужество, и отвага. Чтобы убедиться в этом, надо зайти во Флорентийскую церковь Оньиссанти «Всех святых», которая вот уже без малого восемь веков стоит на берегу реки Арно.

Туристов в Оньиссанти мало. Это же не обязательные пункты программы, не громада знаменитого собора с куполом Брунеллески, не галерея Уффици и не брутальный, как средневековая Флоренция, Старый дворец на площади Синьории. Здесь, всего в десяти минутах неторопливой ходьбы от многоголосой толчеи центральных улиц, спокойно и тихо.

Вторая капелла справа от входа некогда принадлежала семье Веспуччи. В 1878 году в ней обнаружили две старые, уже осыпавшиеся по краям фрески, скрытые под слоем побелки. За четыреста лет до этого их написал совсем еще молодой Доменико Гирландайо — будущий учитель великого Микеланджело. Роспись капеллы Веспуччи стала его первой большой работой.

На верхней фреске под плащом Богородицы, защищающим от всех жизненных невзгод, преклонили колено члены семьи заказчика. Справа — женская половина дома Веспуччи. Ту, что с непокрытой головой, в красной накидке, хоть раз видел, наверное, каждый. Это 22-летняя Симонетта Веспуччи, которая вскоре умрет от чахотки. Но ее черты обессмертит самый тонкий, самый нежный мастер итальянского Возрождения Сандро Боттичелли.

Венера с развевающейся копной рыжих волос, плывущая к берегу в створке раковины, сегодня глядит на нас с миллионов кружек, кошельков, подушек, колечек и даже с мужских носков. Флора, богиня распускающихся цветов, с не менее растиражированной и столь же загадочной картины «Весна». Несколько прекрасных Мадонн. Минимум четыре женских портрета, гордость лучших музеев мира. На всех этих картинах — Симонетта со старой фрески в Оньиссанти. Жена банкира Веспуччи, дама сердца соправителя Флоренции Джулиано Медичи. После ухода красавицы странный, так и не женившийся художник пятнадцать лет писал с нее все женские образы.

А теперь переведем взгляд на левую сторону фрески Гирландайо. Рядом с Богородицей, вполоборота к нам — 18-летний в ту пору юноша по имени Америго. Ничем не примечательная внешность. Он должен был, по давней семейной традиции, стать банкиром. Но станет мореплавателем, другом Христофора Колумба. Рассказы о путешествиях Америго Веспуччи разойдутся по Европе и приобретут такую популярность, что в его честь назовут целый континент, вернее, сразу два континента — две Америки, Северную и Южную. Напрасно историки будут обвинять его в «краже»! Сам Веспуччи называл Америку Новым Светом и думать не думал о том, чтобы присвоить себе Колумбову славу. Он страшно бы удивился, если б узнал, что теперь его имя увековечено на любой географической карте.

Здесь же, в своей фамильной капелле, Веспуччи и упокоились. Место захоронения под полом обозначает мраморное тондо с гербом семьи. Часто рассказывают, что тут же, в ногах у несравненной Симонетты, просил себя похоронить состарившийся Боттичелли. Но это всего лишь легенда. У семьи Филипепи (Боттичелли, «Бочонок» — прозвище художника) было свое место в Оньиссанти, совсем неподалеку, метрах в тридцати от Веспуччи.

Забвение накрыло Боттичелли еще при жизни — вместе с нищетой. Если бы не помощь семьи Медичи, этих крестных отцов Ренессанса, он, наверное, умер бы с голоду. Вспомнили о нем лишь ближе к концу XIX века. Стряхнули пыль, поскребли, почистили — и ахнули. В Уффици достали из запасников «Весну». С тех пор в искусстве царит настоящий культ Сандро Боттичелли.

В последние годы исследователи начали сомневаться в привычной идентификации персонажей фрески в Оньиссанти. Будто бы женщина в красном — на самом деле не Симонетта, а… мать морехода, Элизабетта.

А юноша не Америго вовсе, а его дядя или же старший брат Антонио. Впрочем, эти противоречащие одно другому «открытия» сделаны лишь на основе физиогномического анализа. Документов не сохранилось. Кроме одного: живший в XVI веке Джорджо Вазари, живописец и первый в мире искусствовед, придумавший, кстати, сам термин «Возрождение» и добросовестно собиравший биографические сведения о своих великих предшественниках, был уверен, что на фреске именно Америго.

А большего мы все равно не узнаем. Слишком много воды утекло в реке Арно, которая раз в столетие поднимается и затапливает пол церкви Всех Святых. После наводнения 1966 года его даже пришлось менять. Но выше вода не доходит.

И прекрасная Симонетта, и отважный Америго, и вся семья Веспуччи по сию пору смиренно молятся на фреске молодого Гирландайо. А в ломящейся от шедевров галерее Уффици зал Боттичелли — самый популярный. Перед его загадочной «Весной» всегда толпится публика. Но места хватает всем, картина большая.

И вечно юная, и манящая, как настоящая весна.

Читайте также: Шпиц цвета крем-соболь

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.