- Город

Заслуженный учитель РФ рассказал о негативных последствиях отмены экзаменов в школах

Сергей Собянин выслушал просьбы жителей

Друзья стритрейсера, сбившего троих человек, рассказали о нем подробности

Сценарий реинтеграции Донбасса согласовали на Украине

Синоптики подсчитали вероятность снега на Новый год в Москве

Время творить чудеса: в Москве собрали «Корзину доброты»

Стало известно, сколько историк Соколов пробудет в центре психиатрии Сербского

Спасти еду, чтобы спасти людей

Стала известна стоимость билетов в парк «Остров мечты»

Заслуженный преподаватель МГУ умер после отравления «Кротом»

Названо условие, которое поможет реализовать закон о единой зарплате учителей

Пилотам, посадившим борт с Путиным, вручили пирог от шеф-повара Кремля

Назван главный цвет 2020 года

Алла Пугачева: У меня никогда не было нормальной семьи

Врачи перечислили опасные для кишечника продукты

Александр Петров впервые опубликовал фото с новой возлюбленной

Заслуженный учитель РФ рассказал о негативных последствиях отмены экзаменов в школах

ФОТО: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Глава Сбербанка Герман Греф высказался за отмену экзаменов в школе. По его мнению, система оценивания только вредит ученикам, превращая их в «инвалидов», которые не способны продуктивно работать во взрослой жизни.

Как это сделать и какие альтернативы в сложившейся системе оценивания знаний можно предложить? С этим вопросом «Вечерняя Москва» обратилась к историку, заслуженному учителю РФ, почетному работнику общего образования РФ, кандидату психологических наук, победителю конкурса «Учитель года» Москвы 2004 года Александру Снегурову.

— Это довольно серьезный и многогранный вопрос. Интересно, что когда-то Герман Греф выступал за введение ЕГЭ, а я как раз сопротивлялся. По моему мнению, по мнению огромного числа педагогов, эта система невротизирует детей, создавая общий пласт тревожности, взвинченности, а иногда, наоборот, апатии и депрессии. Другой аспект этой проблемы состоит в том, что мы не можем полностью отойти от оценивания, тестирования, но, естественно, существующий подход нуждается в реформировании, необходимо сделать его более лояльным. Отчасти, вернувшись к тому, чтобы экзамены проходили в стенах школы. Это сразу снизит степень тревожности. Так что здесь я с Грефом соглашусь — нынешний формат изматывает и нагоняет стрессогенность. Хотя, опять же, почему не прислушались к педагогам пятнадцать лет назад, когда очень много людей выступали с вполне аргументированной критикой.

— В чем состоят недостатки нынешней системы, кроме очевидной стрессогенности?

— В первую очередь в том, что она устарела и стала совершенно неадекватной. По сути, у нас от пятибалльной шкалы оценивания осталось всего три балла — единицу уже никто не ставит, исчезают двойки. Да уже и тройки и дети, и в особенности родители не хотят получать. Так что этот момент также нуждается в реформировании. Далее вполне был бы обоснован отказ от ЕГЭ. Разумеется, совсем отказаться от проверки знаний мы не можем, поскольку это часть педагогического процесса, но вот снизить взвинченность, связанную с постоянными замерами, рейтингами, диагностикой, в состоянии. Ведь, по сути, это делается большей частью ради того, чтобы взнуздать учеников и учителей, держать их постоянно в тревожном тоне. Ну зачем в четвертом классе нужны рейтинговые работы? Переводной экзамен — пожалуйста. Но он должен быть один раз в год как проверка знаний, данных в школе, а не в рамках постоянных диагностик, которые мешают получению знаний, уводя в сторону от содержания образования и приводя к постоянному маневрированию между этими работами. И ученики, и педагоги начинают думать не об учебе, а о том, как пережить очередную проверку.

— Какие вы видите выходы из сложившейся ситуации?

— Понимаете, «убить» экзамен, реанимировать что-то другое без существенных изменений нельзя. Кстати говоря, формат ЕГЭ, постоянных тестирований, выявления конкурентоспособных детей очень поддерживал коммерческий сектор, бизнес. И вот теперь Греф говорит нам о том, что это дело нужно менять. Тогда уж нужно проводить куда более широкую реформацию, включая в том числе и экономические запросы. Сейчас при приеме на работу как мучают молодых ребят собеседованиями, которые, по сути, нередко являются теми же тестированиями и экзаменами? Давайте тогда уберем и это, снизим градус хаоса и волнений в других сферах, прежде всего в социально-экономической. Потому что, если убрать систему оценок в школе, ребенок потом попадет совсем в другой мир, к которому он банально не готов. Конечно, мне могут возразить и сказать, что если мы избавим учеников от такого напряжения в школе, у них будет снижена мотивация, ведь не секрет, что масса детей мотивирована именно предстоящими экзаменами. Это другой сложный вопрос. Сегодня действительно все сошлось на том, что школьнику нужно хорошо пройти диагностику, сдать экзамены, и тогда он получит личностные бонусы. Выходом из этой ситуации я считаю смену приоритетов. На первое место должна встать тяга к познанию, самопознанию. Говоря словами Аристотеля, смысл жизни — в познании. Именно оно должно опередить мотивацию сдавать экзамены и получать отличные баллы.

Читайте также: Психолог об идее Грефа: Если отменить оценки, поползет вся система воспитания

Новости СМИ2

 Александр Хохлов 

Мир, война или стена

Алиса Янина

Раймонд Паулс и навязчивые русские

Камран Гасанов

Владимир Зеленский — человек посередине

Борис Клин

РПЦ и закон о домашнем насилии: что с ним не так

Ирина Алкснис

Мочить террористов в сортире. 20 лет спустя

Анатолий Горняк

Несмешной анекдот про судей

Антон Крылов

«Воинственные русские»: китайцы правы

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Есть ли старцы сегодня?

Кто прав, кто виноват. Хороший юрист не должен давать волю эмоциям

Быстрее всех вырастила микрорастение из пробирки

Пройдя путем героя, начинаешь больше ценить прошлое

Беззаботное счастье царской семьи