Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Как сообщил глава столичного Департамента образования и науки Александр Молотков, московские школьники смогут учиться дистанционно, если их родители примут такое решение. По его словам, ресурсы «Московской электронной школы» позволяют организовать обучение дома. Эксперты напоминают, что в условиях дистанционного обучения требуется особое внимание родителей к выполнению домашних заданий. Для многих это станет настоящим испытанием.

Последствия пандемии сегодня изучаются по самым разным направлениям: экономика, политика, демография, мировоззрение… К лучшему или худшему меняется мир, вероятно, покажет время. Между тем ученые уже делают выводы о развитии тенденций, первые ростки которых были замечены еще до ситуации с коронавирусом, и открывают очередные парадоксы, происходящие в обществе. Так, одновременно с констатацией, что во время самоизоляции российские семьи укрепились, а родители стали больше времени уделять детям, глобальную сеть наводнили прогнозы, что чрезмерная опека и контроль со стороны взрослых может спровоцировать массовое распространение у представителей младшего поколения так называемого синдрома отличника. А там, мол, недалеко и до нездоровых проявлений перфекционизма в глобальных масштабах.

Казалось бы, что плохого? Стремление к успешности в нашем прогрессивном веке поощряется со школьной скамьи, а то и начиная с порога детского сада. Ранняя профориентация, тестирование детей на все и вся, множество учебных программ и куча инновационных возможностей вкупе с перманентным напоминанием о конкурентной среде волей-неволей провоцируют стараться быть лучшим. В таких условиях начнешь брать вершину за вершиной, побеждая, преодолевая и добиваясь совершенства в личностном росте. Детские достижения в учебе, творчестве и спорте поощряются, за них борются и ими гордятся.

Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем цивилизованном мире наблюдается рекордное число молодых людей, страдающих от депрессии или тревожных расстройств. И одной из главных причин столь печальной статистики эксперты называют жесткие стандарты и требования, которые их с детства приучили перед собой ставить. Эксперты бьют тревогу, называя перфекционизм психологическим заболеванием XXI века, стремительно распространяющимся по всему миру, и предостерегают родителей не переусердствовать в стремлении добиться от своих детей идеальных результатов.

Забыть про оценки

Вопрос, как подготовить ребенка к учебному процессу, конечно, волнует родителей.

— Из-за пандемии дети наши в школе как таковой не были полгода, учились дистанционно, — говорит психолог Людмила Федотова. — То есть пребывали в комфортных условиях: никто не отвлекал от занятий, да и родители имели больше возможности помочь и проконтролировать выполнение домашних заданий. Но при этом дети отвыкли от общения со сверстниками, соскучились по друзьям. Так что, думаю, проблем с дисциплиной не избежать. И учителям понадобится помощь пап, мам, бабушек и дедушек. Но — разумная. К сожалению, родители часто включаются в гонку за хорошие оценки, совершенно забыв, что цель образования не в том, чтобы ученик все делал на отлично, а чтобы он научился приобретать те или иные навыки, знания и получал бы от этого удовольствие. Из-под палки успешным не станешь. То, что четверка вообще не оценка, — самое опасное убеждение, при котором у ребенка может сформироваться «синдром отличника».

По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение.

— Отличники нацелены только на успех, а перед любой неудачей пасуют, поскольку морально к ней не готовы, — продолжает психолог. — Минимальный «провал» может спровоцировать истерику, а то и депрессию. Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями.

О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку.

— Головные боли, частые простуды, нервные тики — все это может быть признаком осложнения «синдрома отличника», — говорит врач. — Детский организм к таким испытаниям на прочность не готов. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья.

На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям.

— Как известно, лучшее — враг хорошего, — говорит она. — За мою долгую работу в школе идеальных во всем учеников я не видела. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться.

На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. Так, учитель начальных классов и методист школы № 1265 Ирина Лебедева предупреждает, что учеников младших классов не стоит резко сажать за уроки и строго им объяснять, что игры закончились и пора учиться. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников (особенно младшеклассников) важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos.ru.

— Мое мнение, что в школу надо ходить не за оценками, а за знаниями, впечатлениями, дружбой и общением, — комментирует Ирина Лебедева. — Отметки лишь сопровождают знания. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно.

Оковы иллюзий

Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. «Принуждение быть идеальным в школе и на работе приводит к психическим расстройствам, особенно среди молодежи», — делают вывод эксперты, добавляя, что «перфекционизм — это бомба замедленного действия для психологического здоровья, и мы боимся, что в будущем с этой проблемой придется считаться учебным заведениям и работодателям, а не только родным и близким школьников и студентов».

— Не думаю, что в нашей стране ситуация настолько критична, как утверждают зарубежные коллеги, — комментирует кандидат социологических наук Алексей Егоров. — Однако предпосылки для развития такого качества, как перфекционизм, конечно, есть и в нашей стране. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно.

А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам».

— Все мы родом из детства, — говорит он. — Усидчивость, аккуратность, исполнительность — прекрасные качества только тогда, когда они не гипертрофированы. Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет. Молодые люди действительно в большей степени подвержены перфекционизму, они часто ставят перед собой недостижимые идеалы, становятся одержимы желанием заполучить одобрение окружающих и продемонстрировать свою значимость. Но, как известно, нет предела совершенству. А те, кто пытается его достичь, неизбежно подводят себя к провалу в начинаниях и, я бы сказал, психологическому смятению. Тревожные расстройства, самокопания, неуверенность в себе, приводящие к комплексам неполноценности, — такой букет проблем запросто может получить перфекционист в стремлении к идеалу.

Патологическому перфекционизму подвержены не только представители молодого поколения — утверждают эксперты. Согласно исследованиям, женщины страдают от него чаще, чем мужчины. Эксперты объясняют это тем, что у представителей сильной половины человечества в качестве главного жизненного приоритета значится карьера. А вот у дам список целей, в которых им бы хотелось добиться совершенства, много больше. Карьера, кстати, у женщин в списке тоже значится. А кроме нее — еще надо выглядеть на все сто, быть самой лучшей матерью, женой, домохозяйкой… То, что в последнее время часто на русскоязычных сайтах оказания психологической помощи упоминаются темы, связанные с излишним перфекционизмом и неуверенностью в себе, подтверждает опасения — проблема добралась и до нас.

«Боюсь пойти на повышение квалификации по профессии, вдруг опозорюсь, ведь я мастер-парикмахер с пятнадцатилетним стажем, — просит совета психологов на одном из форумов Марина К. — Боюсь: вдруг мастера с меньшим стажем лучше меня в профессии».

«Подскажите, пожалуйста, как матери, имеющей синдром отличника и страдающей чрезмерной самокритикой, воспитать ребенка в другом русле? — интересуется пользовательница под ником Sova. — Если я сама не могу справиться со своим черно-белым восприятием, как мне научить ребенка не повторять моих ошибок?»

— В погоне за лучшим результатом взрослые часто забывают, как приятно наслаждаться самим процессом — учебы, работы, творческой деятельности, — говорит психолог. — Это самая большая ошибка перфекционистов.

Улыбнуться неудаче

Не делать ничего сверх меры — совет на все случаи жизни. Касается он и тех, кто старается довести выполнение даже самой незначительной задачи до совершенства. Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет.

— Как взрослому, так и ребенку, склонным к перфекционизму, очень важно понять, что неудача — не слабость, а двигатель развития, повод идти дальше, — комментирует психолог Людмила Федотова. — Ведь в стремлении к идеалу главное как раз то, что это путь в бесконечность — возможностей, открытий, приобретения опыта, творческих способностей. И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен. Чтобы жить полной, насыщенной счастливой жизнью, мы должны позволить себе испытывать весь спектр человеческих эмоций — и радость побед, и горечь разочарований. Позволяя себе чувствовать, мы развиваемся, учимся чему-то новому. Но верить в то, что ты можешь стать лучшим, и мучиться терзаниями, что ты не идеален, разные вещи.

О том, что ошибки — двигатели инноваций, напоминают и авторы исследования современных проявлений перфекционизма Томас Каррэн и Эндрю Хилл. «Если воспринимать ошибки как допустимый опыт, а также помнить, что освоение нового требует определенного числа неудач, то можно начать иначе относиться к ним. Многие цифровые компании сейчас внедряют новый тип командной работы — культуру ошибок. Никто не способен создать новые инновационные продукты, минуя поражения», — комментирует Томас Каррэн.

Кстати, по статистике, из 10 попыток внедрения инновационного продукта 9 — неудачные.

— Дорога к успеху — не всегда прямая, — соглашается психолог Илья Суровцев. — Вспомните из истории, сколько гениальных людей в школе были середнячками, а то и вовсе двоечниками.

Отправить свое стремление к совершенству в нужное русло поможет и чувство юмора. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Мир состоит не только из черного и белого, поэтому ограничивать себя, мысля по принципу «все или ничего», уж точно не стоит.

СОЦИОЛОГИЯ

Недавно специалисты Всемирной психологической ассоциации опубликовали результаты исследования негативных последствий патологического перфекционизма. В числе самых серьезных проблем социологи называют заниженную самооценку и неоправданно высокие ожидания для себя и окружающих. По статистике исследования, 82 процента людей с низкой самооценкой беспокоятся о том, что о них думают другие, а 74 процента из них признают, что они не соответствуют своим ожиданиям. Даже просто возможность совершить ошибку беспокоит 78 процентов людей, склонных к перфекционизму.

КСТАТИ

Допустимая нагрузка для школьников четко прописана в санитарных нормах, все занятия в школе (уроки и внеурочные кружки-факультативы) строго ограничены по времени. Так, первоклассники не должны проводить в школе больше 21 часа в неделю. Для старших классов допустимая максимальная нагрузка больше: 34 академических часа в неделю при пятидневной учебной неделе и 37 часов — при шестидневке. «Временной» объем домашних заданий не должен превышать 1,5 астрономического часа во 2–3-м классах, 2 часа в 4–5-м классах, 2,5 часа — в 6–8-м классах, 3,5 часа — в 9– 11-м классах. А у первоклашек домашних заданий вообще быть не должно.

Читайте также: Полезное лето. Столичные школьники изучили работу спасателей в онлайн-лагере «PROГероев»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.