Как поднять престиж школ?
Не секрет: за последние двадцать лет у учеников снизилось уважение к школе и к тем, кто в ней работает. Спросите соседей-школьников, ЧТО они думают об учителях. Уверен: найдется какой-нибудь Вовочка, который скажет, что «все они – неудачники, получают гроши и еще смеют учить других! Я и так все знаю – и про них тоже! У них ни гроша, ни связей нет – в другие места не берут. Пусть сначала в своей жизни разберутся, а после лезут меня учить».
Пройдет немного времени – Вовочка вырастет, вступит во взрослую жизнь и по-прежнему будет считать учителя неудачником. «Особо одаренные» вовочки навесят этот ярлык на всех мало-мальски образованных. Внушения и нотации бесполезны – сколько не говори «халва», слаще не станет. Нужно менять само отношение властей к учителям. В Москве, где возможностей больше, оно уже стало меняться. Столичная власть обещает в ближайшие пять лет затратить на развитие образования свыше 1,5 триллионов рублей – причем не только на компьютеры и ремонт школ.
– Немаловажна и заработная плата педагогов, – сказал мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на вечере «Москва – город образования». – Мы должны постоянно следить, чтобы эта зарплата во всех школах, во-первых, была высокой, во-вторых, не опускалась ниже заработной платы в городе. Москва – богатый город, здесь достаточно обеспеченные люди, средняя зарплата значительно выше, чем в других регионах, порой в 2-2,5 раза больше. Тем не менее, не говоря красивых слов, мы двигались к этому – и сегодня могу вам сказать: средняя заработная плата по московским школам уверенно обогнала зарплату по городу Москве. Это хорошо, – и мы будем продолжать наращивать и финансирование школ и, соответственно, заработную плату учителей.
Но зарплата – хоть и важная, но все-таки часть проблемы. Не секрет: в школу многие ходят, как на каторгу – причем не только ученики. Одной зарплатой здесь не обойтись. Нужна и корректировка учебной программы, и иная система отношений педагогов, ребят и родителей. По словам Сергея Собянина, «в школе немаловажно создание особой ауры, особого климата», помогающего «объединению усилий учителей, родителей и учащихся». Этому должно способствовать создание не формальных, а реальных управляющих советов, объединяющих усилия учителей, школьной администрации, самих ребят и их родителей. Подобный совет, по словам мэра, поможет «создать такую школу, такой образовательный коллектив, который был бы именно домом для учителя, родителя и учащегося. Домом, в который ученику хочется приходить, в котором хочется учиться и просто находиться. Чтобы, уйдя из школы, он вспоминал школьные годы, как лучшие в своей жизни».
– Это должен быть такой дом, в который и вам очень хотелось бы приходить на работу, отдавать свои энергию и знания, свое душевное тепло. И чтобы родители гордились своими детьми, которые приходят в ваши школы, – сказал Сергей Собянин участникам вечера «Москва – город образования», – Вот, собственно, те простые, но ясные задачи, которые стоят перед нами и к выполнению которых мы последовательно движемся.