Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Борис Хлебников: Мы снимали вестерн по-русски

Развлечения
Борис Хлебников: Мы снимали вестерн по-русски
Кадр из фильма «Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова. Анна Котова в роли Анны Александровны, подруги главного героя, и Александр Яценко в роли фермера Александра Сергеевича
Накануне вручения премии «Ника» корреспондент «ВМ» встретилась с режиссером Борисом Хлебниковым, чья картина «Долгая счастливая жизнь» в борьбе за награду получила сразу три номинации.

З авоевать грядущую «Нику» может как сама картина Бориса Хлебникова, взяв победу в номинации «Лучший игровой фильм», так и его создатели, которые имеют шанс получить звание «Лучший режиссер» и «Лучший сценарист». Заключительная часть трилогии в отличие от первых двух — «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь» — рассказывает не о проблемах горожан, а об истории мытарств фермера средней руки.

Фильм сначала назывался «Конецдворье». Почему поменяли название? В память о Геннадии Шпаликове, у которого был такой фильм?

— Говорить, что в память Гены — как-то слишком пафосно. Скорее я выбрал его в знак уважения к Егору Летову и его группе «Гражданская оборона». Помните, у них есть такая песня — «Долгая и счастливая жизнь»? Настроение фильма — это мои впечатления об их творчестве.

Как у вас, городского человека, появилась мысль рассказать о сельхозстраданиях?

— Наверное, толчком к этому стал американский фильм 1952 года «Ровно в полдень».

Это классический вестерн Фреда Циннемана про борьбу шерифа маленького городка с бандитами.

Как бы шутя, я попробовал перетащить этот сюжет на российскую почву. Мне хотелось сделать жанровый фильм, этакий современный вестерн. Я рассказал об этой идее сценаристу Александру Родионову, и мы начали всерьез идею раскручивать.

И в результате…

— Ничего практически не осталось от американского скелета! И сюжет, и жанр начали разваливаться: появилось огромное количество наблюдений, которые потянули историю совсем в другую сторону. Мы стали собирать материал: встречаться с фермерами, выслушивать их, снимать их быт, работу.

Ваш вывод?

— Это дело бесполезное. Им занимаются люди наивные, чудаковатые, простодушные.

Именно таков ваш герой — наивный чудак, которого сыграл Александр Яценко. Роль фермера писалась изначально для него?

— Да, кастинга никакого не было. С Сашей вместе мы давно работаем. Мы уже вошли в такую стадию отношений, когда не нужно друг другу что-либо долго объяснять. Но здесь произошло так называемое обнуление ситуации.

Что вы имеете в виду?

— Раньше я, как и другие режиссеры, предлагал Саше играть молодых героев. А здесь он должен был сыграть взрослого мужика. Поэтому мы отменили все, что он умеет и знает.

Начали работать по-новому.

Это было тяжело поначалу и для меня, и для него. Но вдруг резко что-то произошло, появилось новое качество актерского общения.

А почему снимали на Севере, а не в средней полосе?

— Честно говоря, средняя полоса выглядит уныло. Готовясь к съемкам, мы объездили там очень много фермерских хозяйств. И я понял, что, если снимать там, то довольно жесткая история будет происходить на фоне депрессивного пейзажа. А мне хотелось показать, что сильной и красивой природе наплевать на людские проделки. Поэтому мы снимали в Мурманской области, на Терском берегу Белого моря, в поселке Умба.

А снимали в реальном фермерстве?

— Да. Но это хозяйство уже прекратило свое существование: не смогло вписаться в экономическую схему. Мы там увидели, что даже деревья и кустарники нападают на заброшенные фермы, разрушают их. Так природа дает ощущение, кто здесь главный.

В сцене пожара у вас огонь вырастает до жуткого символа…
— Ну, пожар — это деревенская обыденность. Ничего символического. А вот с водой получилось и впрямь странно… Мы специально не снимали реку.

Мне казалось, что такие красивые кадры в нашем фильме не будут работать. Но каждые выходные я наблюдал, как наш оператор Павел Костомаров ходит и снимает воду. А потом на монтаже мы их поставили почти случайно — и что-то сильное произошло… Природа как бы заговорила — о том, что она сама по себе, отдельно от человека. И так будет всегда.

Можете все-таки сформулировать, о чем получился фильм? Ведь не просто о проблемах фермерства?

— Сложно… В двух словах скажешь — получится плакат.

Мы же старались уйти от этого и просто сделать негромкую историю на тихой земле.   

КСТАТИ

Номинантов «Ники» объявили 4 марта 2014 года. В категории «Лучший игровой фильм», кроме картины Хлебникова, участвуют «Географ глобус пропил», «Горько», «Метро», «Сталинград». Победу в номинации «Лучший анимационный фильм» пророчат фильму «Ку! Кин-дза-дза». Претенденты на лучшую режиссерскую работу помимо Хлебникова — Федор Бондарчук, Юрий Быков, Александр Велединский.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.